Кировская областная специальная библиотека для слепых

О преодолении, терпении

и немного о любви

Беседа по реабилитации

Киров, 2004


Составитель: Шиляева Е.А., главный библиограф отдела обслуживания


А первый шаг- так труден!

И все же не спеша,

Идите люди к людям –

Душе нужна душа!

В. Сокерин

Для любого человека труд является источником материальных и духовных благ, возможностью утверждения себя в обществе, а для незрячего к тому же — это важное средство компенсации слепоты и обще­ния с людьми.

Разносторонняя практическая деятель­ность Всероссийского и республиканских обществ слепых, а также исследования российских ученых-дефектологов убедительно показывают огромные возможности приме­нения труда незрячих на производстве, в науке и искусстве.

На нашей сегодняшней встрече мы с вами рассмотрим несколько серьезных тем, касающихся реабилитации незрячих:

Ø Проблема ориентировки, передвижения в городе

Ø Вытекающая из первой – проблема общения со зрячими, которые не знают о том, что вы не видите.

Ø Проблема общения с другими незрячими.

Вся информация подготовлена по материалам из книг и периодики, посвященных проблемам реабилитации людей с ограниченными возможностями. Часть этих материалов имеется в библиотеке укрупненным шрифтом, а большая часть, к сожалению, только обычным шрифтом и чтобы донести эту информацию до вас мы, несмотря на то, что у нас сегодня праздник, посвященный Дню молодежи, поговорим о проблемах нашей восовской молодежи. После предложенной информации мы можем это обсудить, высказать свое мнение, ваши пожелания – какие темы мы будем освещать в следующие наши встречи, затем вас ждет дискотека и игровая программа.

А теперь мы поговорим о вас, вашей жизни. Все мы хотим, чтобы она изменилась в лучшую сторону, чтобы в ней появилось что-то новое, интересное.

Очень многое зависит от активности нашей молодежи. Я приведу несколько примеров из российской практики.

1. Театры. Театр не слышащего актера из Великого Новгорода уже отметил свое 20-летие. Открываются театра актеров на колясках, даже театр актеров с синдромом Дауна.

2. Туристические лагеря для молодежи с ограниченными возможностями.

3. Авторалли для инвалидов-колясочников

4. Кубки команд интеллектуального современного искусства молодых членов ВОС (КИСИ)

5. Кировская область Молодежный театр «Стимул» Ленинского районного общества инвалидов. Актеры – молодые инвалиды.

Да что брать дальние примеры. По инициативе нескольких наших восовцев в апреле этого года был организован и проведен дополнительный внеплановый вечер отдыха для наших молодых членов ВОС. У нас есть огромная просьба к вам – быть отзывчивее на наши инициативы – общайтесь, приходите на наши мероприятия, приводите друзей, приводите других восовцев. Если вы остерегаетесь пойти одни – возьмите своих родственников, знакомых, зрячих друзей. Мы всегда всем рады.

Российскими тифлологами были проведены анкетирования по вопросам общения незрячих.

В результате ряда исследований были сделаны выводы, что негативные моменты в контактах возникают из-за недостаточной мобильности слепого; из-за неправильной (заниженной) оценки физических и духовных его возможностей, особенно со стороны зрячих, ранее не имев­ших контактов со слепыми; из-за неумения контактировать с незрячими, а также из-за негативных личностных качеств как зряче­го, так и слепого. Все эти проявления ведут к изоляции или самоизоляции слепого, а нередко и к конфликтам. Такое анкетирование незрячему подскажет, как избежать конфликтных ситуаций в обще­нии с людьми, как лучше адаптироваться в окружающем мире. Зрячему даст совет, как правильно (не умаляя возможностей слепо­го) прийти ему на помощь.

Очень долго о слепых в полный голос не говорили, как будто их и не было. Но они были, есть и, к сожалению, будут. Несмотря на научные открытия в области офтальмо­логии, количество незрячих не уменьшается. Если вы зрячий человек, вам наверняка приходилось видеть слепого. Вы никогда не задумывались, как бы вы вели себя в обще­стве слепого человека?

Во взаимоотношениях слепых и зрячих ярко проявляются все человеческие каче­ства. Родственники, друзья слепых, а также работники специализированных учреждений и организаций Общества имеют навыки об­щения с незрячими. Но человеку, впервые столкнувшемуся со слепым, очень сложно выбрать правильную линию поведения.

Несколько лет назад проводились опросы и анкетирование людей, быть может, чаще других сталкивающихся с незрячими в силу своей профессии (например, шофер, продавец).

Среди водителей городского обществен­ного транспорта и продавцов магазинов распространили анкету следующего содер­жания:

«Какие контакты между слепыми и зря­чими Вы считаете положительными и какие отрицательными? Просим привести приме­ры».

По мнению водителей общественного транспорта, к сожалению, не часто можно увидеть, как кто-то из прохожих помогает слепому перейти улицу.

Нередко наблюдаются случаи, когда пас­сажиры при входе в городской транспорт толкают слепого, так как отличить незряче­го в толпе не всегда возможно. Поэтому сле­пой, передвигаясь с тростью, помогает не только себе, но и благодаря трости окружа­ющим.

По мнению продавцов магазинов, подав­ляющее большинство покупателей не воз­ражают, чтобы незрячие обслуживались вне очереди.

Слепой человек прилагает много усилий, чтобы держаться очереди, не потерять ее, выбить чек в кассе. Бывает и так. Незрячий покупатель подходит к продавцу и, не пре­дупредив его о своей слепоте, спрашивает, есть ли в продаже такой-то товар, что мож­но купить из продуктов. Продавец с раздра­жением отвечает: «Смотрите, всё перед вами, всё на витрине». Слепой в резкой фор­ме повторяет вопрос или демонстративно уходит с видом обиженного. Продавец, об­наружив, что перед ним слепой, спохваты­вается, извиняется, чувствует себя неловко. Незрячий здесь явно не прав. Мало того, что он не пояснил, что не видит, он поставил в неловкое положение продавца. По мнению продавцов, было бы хорошо организовать обслуживание незрячих через стол заказов.

1. «...Ориентирование по знакомому и не­знакомому маршруту совершенно несравни­мы между собой. Передвижение по знакомой местности не связано для меня с какими-либо трудностями. Хотя бывают непредвиденные обстоятельства.

В начале преодоления незнакомого марш­рута расспрашиваю о нем в подробностях, уз­наю более легкий путь, стараюсь мысленно представить маршрут в целом и детально, вы­делить и запомнить характерные ориентиры.

На смешанном маршруте (пешеходно-транспортном) мысленно намечаю удобный мар­шрут передвижения. Соизмеряю сложность, время и расстояние. По необходимости при­ходится передвигаться более длинным пу­тем, но с меньшим количеством пересадок и переходов оживленных улиц».

2. «...Проще передвигаться, когда руки свободны, стараюсь вещи носить в рюкза­ке, ходить в легкой, не сковывающей дви­жения одежде, в свободной мягкой обуви с эластичными подошвами средней толщины. Ориентиром служат неровности почвы, ас­фальта. Пользуясь длинной тростью, не при­меняю ее без надобности».

3. «...Открываю лицо, лоб даже в холод­ную погоду, чтобы ощущать предметы сбоку и спереди, используя направление ветра, звуки, выделяя в них необходимые. Запахи при ориентировании тоже имеют большое значение. По запахам я безошибочно узнаю парикмахерскую, обувной, промтоварный и продуктовый магазины, столовую, баню, ап­теку. Лучше ориентируюсь в ясную, сухую погоду, хуже — в сырую, вьюжную, влажную. Когда почувствую, что сбился с дороги, ос­танавливаюсь. Предпринимаю меры, чтобы сориентироваться на местности, выйти на правильный путь. Если это не удается, ров­ным спокойным голосом обращаюсь за по­мощью к прохожим».

4. «Моя способность ориентироваться во многом зависит от партнера. Проще и легче контактировать с человеком, который дол­гое время общался со слепыми. Когда пе­редвигаюсь с партнером, иду с левой сто­роны, примерно на полшага сзади, держу его свободно за руку выше локтя. Стараюсь идти в ногу, выдерживать темп товарища. Спус­ки, подъемы, повороты хорошо ощущаю по движению сопровождающего, причем всегда прошу его не останавливаться и не предуп­реждать об этом. В двери и из дверей, в том числе и в транспорте, на лестницах вхожу и выхожу сзади сопровождающего. Легче ориентироваться, когда движения идущего со мной плавные, ритмичные, без рывков и резких поворотов, походка не тяжелая, но и не чрезмерно легкая (при очень легкой по­ходке можно не заметить подъемы, неров­ности дороги)».

Опытные в ориентировании незрячие ис­пользуют любые меры предосторожности. «Вхожу и выхожу из городского транспорта немножко боком, обязательно пользуюсь тростью или просто держу ее в руке, чтобы окружающие поняли, что я незрячий. При входе стараюсь встать у дверей, дать воз­можность пассажирам выйти, и только тог­да вхожу. Когда открываю дверь какого-либо помещения, соблюдаю меры безопасности: если дверь открывается на меня, не стою напротив, если от меня, то открываю ее плавно».

Но рассмотрим и другие случаи. Встре­чается такая ситуация: незрячий сбился с пути. Случайный прохожий подходит, пыта­ется ему помочь. При этом он подчеркнуто громко отмечает, что слепой заблудился, и дает советы, куда ему идти. Незрячий реа­гирует резко, даже грубо, отказывается от помощи. Зрячий уходит обиженный, оскор­бленный, в недоумении.

Сбившись с пути, незрячий чувствует себя неловко. Зрячий, оказывающий помощь ок­риком, привлекает внимание окружающих и тем самым усугубляет неловкость слепого. В подобной ситуации зрячий «помогает» сле­пому на расстоянии: «Иди вправо, влево, прямо...» и т. п. Такое «управление на рас­стоянии» малоэффективно и унижает сле­пого, также как расспросы по поводу слепо­ты, сочувствие, настойчивое предложение помощи, хотя в этом нет необходимости. Ко­нечно же, это делается из самых добрых по­буждений, чтобы предостеречь от опаснос­ти. Но, к сожалению, такие предостереже­ния бывают неумелыми:

«Когда я выхожу из трамвая, троллейбу­са, вагонного тамбура на железнодорожную платформу, просто спускаюсь по лестнице, мой сопровождающий, желая мне помочь, сбегает со ступенек первым, берет за руку и тянет ее вверх. Или, чтобы помочь перейти дорогу, берет за рукав и переводит через улицу, или идет боком на расстоянии и та­щит за руку».

«Очень сковывает физически и мораль­но, когда двое или трое, крепко схватив меня, как мешок, начинают подталкивать, усажи­вать, хотя в этом нет нужды; когда зрячий».

Собранные материалы показали, что активность общения у лиц с дефектами зрения зависит от возраста, чисто человеческих свойств, качеств характера. Вместе с тем активность общения у незрячих зависит от степени влияния дефектов на психологическое состояние, от уровня физической и социальной мобильности.

А теперь мы хотим вас ознакомить с разработками наших реабилитологов, изложенных в пособии для инвалидов «К независимой жизни», выпущенном в рамках проекта «Внедрение идей независимой жизни инвалидов в России», который осуществлялся РООИ «Перспектива» в 1999-2000 годах.

В ряде продвинутых в плане работы с инвалидами регионов страны с 1997 года были подготовлены для активной работы команды молодых инвалидов. Участники проектов добились первых успехов: в городах стали строиться пандусы для инвалидных колясок, налаживается контакт с властями, коммерческими структурами, другими общественными организациями.

В пособии рассматривается критерии взаимной поддержки инвалидов. Есть пять измерений, или критериев, с помощью которых можно опи­сать взаимную поддержку. Это:

•Уровень организации;

•Шкала изменений;

•Сфера оказания поддержки;

•Степень доверительности;

•Уровень ответственности.

Со шкалой изменений тесно связан опыт человека, степень его вовлечен­ности в деятельность групп поддержки. История и развитие Движения Незави­симой жизни могут быть связаны с уровнем организации.

Взаимная поддержка. Повторяющиеся неверные толкования и оценки понятий «инвалид» и «ин­валидность» оказывают угнетающее воздействие, представляя нас жалкими и беспомощными. Постепенно мы сами начинаем верить в то, что мы не способ­ны осознавать и выражать свои желания и потребности, самостоятельно делать выбор и вообще быть независимыми. Мы начинаем жить так, как если бы наша инвалидность ограничивала нас в достижении жизненных целей. Однако, на самом деле это, прежде всего заниженная самооценка.

Взаимная поддержка -вот, что помогает нам восстановить самооценку, благодаря чему мы начинаем по-иному воспринимать самих себя, по-иному стро­ить отношения с другими людьми, и они тоже начинают воспринимать нас по-новому.

Что же такое - взаимная поддержка? (Основной составляющий элемент взаимной поддержки - это то, что че­ловек, у которого есть некоторый личный опыт, связанный с инвалидностью, хочет, поделившись им, помочь другим людям, оказавшимся в похожей ситуа­ции. В результате взаимного обмена опытом инвалидности каждый из участников группы взаимной поддержки (ГВЦ) получает информацию, которая может помочь ему решить свои личные проблемы самого разнообразного характе­ра.

При проведении таких групп важно, рассказывая о своем опыте, избе­гать советов, поскольку большинство советов могут носить поверхностный ха­рактер. На примере пособия такие занятия проводятся специалистами, организованно, в нашем случае мы имеем примеры таких занятий самостоятельного характера. Кроме того, советы выражают субъективное отношение к проблеме того, кто советует, что может вызвать неприятие со стороны того, кому советуют. Это может привести к конфликту в группе, что ни в коей мере не способствует нала­живанию доверительных отношений. Делясь же своим опытом и не навязывая решений, можно помочь любому из участников группы самостоятельно разоб­раться в своих проблемах. Получив в результате обмена опытом нужную ин­формацию, человек сам выбирает приемлемый для его ситуации вариант решения и сам несет ответственность за свой выбор.

Как правило, участники группы взаимной поддержки предварительно оп­ределяют волнующую всех тему, обсуждению которой и будет посвящено про­ведение одной или нескольких встреч по взаимной поддержке. Сама тема должна касаться инвалидности и проблем, связанных с этим состоянием, на­пример: «Как быть независимым при постоянной физической зависимости от ближайшего окружения?» или «Как справляться с чувством одиночества и непонимания со стороны окружающих?». Проведение ГВП предпочтительнее начинать с обсуждения достаточно общих тем, постепенно переходя к темам, требующих высокой степени дове­рия. В процессе проведения ГВП происходит следующее:

•Обмен основной информацией (взаимная консультация); Такой обмен мо­жет начинаться с вопроса, который задает человек, недавно ставший инва­лидом: «С какими трудностями я могу столкнуться при моей инвалидности и как с ними можно справляться?». Другой захочет поинтересоваться: «Где и как можно достать или отремонтировать инвалидную коляску?» или «В какие инстанции можно обратиться, как и в какой последовательности, ре­шая тот или иной вопрос бытового или медицинского характера?»

•Установление доверительных, доброжелательных и открытых отношений; При такой форме отношений человек может захотеть поговорить о чем-то глубоко его волнующем и предпочтет поговорить об этом с тем, у кого есть подобный опыт и кто способен его выслушать и проявить участие. Суще­ствует множество тем, в которых могут быть затронуты: семейные конфлик­ты, сексуальные проблемы, смущение и неудовлетворенность и т.д.

•Установление контактов. Некоторые люди чувствуют себя одинокими и изо­лированными, ищут себе компанию людей, чтобы вместе сходить в магазин, в театр или в кино, и т.д. Участие в ГВП может помочь таким людям найти себе товарищей и помощников. В конечном счете, такие отношения могут перерасти в настоящую дружбу.

Мнение одного из участников проекта – Андрея Копыльцова из г. Перми. Да, такая общественная работа позволяет человеку полностью раскрыться, По словам друзей, я тал грамотно и правильно подходить к любой проблеме и решать ее. Приобрел большой опыт в общении с людьми, научился преподносить себя так, что меня уважают, считаются с моим мнением, многие делятся со мной своими личными проблемами, доверяют мне.

И нам бы тоже хотелось, пусть не в таких масштабах, но вы также научились правильно общаться со зрячими на улицах нашего города, общаться друг с другом и самостоятельно решать ряд своих проблем, найти новых друзей и полезных знакомы.

А теперь мы познакомим вас с поэтическим творчеством наших читателей. Послушайте несколько стихотворений. Мы отобрали самые лучшие, на наш взгляд, творения, и конечно же о любви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: