Полевое, лабораторное и лабораторно-полевое наблюдение

По условиям организации наблюдения делятся на полевое, лабораторное и лабораторно-полевое.

Полевое наблюдение проводится в естественных для наблюдаемых условиях, в реальной жизненной си­туации (дома, в школьном классе, в цехе, в помещении для собраний и т. д.). Привычная обстановка, в кото­рой изучается группа, сказывается как на действиях наблюдаемых, так и на правильном понимании их по­ведения. Однако следует отметить ряд следующих не­достатков. Полевые условия не всегда создают благо­приятные условия для работы исследователя, могут возникнуть ситуации, когда некоторые наблюдаемые могут пропасть из поля зрения исследователя, какие-нибудь внешние обстоятельства могут затруднить фиксацию происходящего или могут возникнуть. внешние факторы, не характерные для данной про­блемной ситуации (например, временные перебои с поставкой деталей и т. д.). Обычно оно применяется в разведывательных и аналитических исследованиях и имеет очень широкое распространение.

Лабораторное наблюдение осуществляется в ис­кусственно созданных для наблюдаемой группы и кон­тролируемых исследователем условиях. Наблюдаемых приглашают в специально оборудованные классы или отдельные помещения, где организуют их деятель­ность, результаты которой наблюдатель фиксирует. Например, моделируя деловую игру по какой-нибудь проблематике, исследователь фиксирует поведение участников, мотивы их деятельности, реакцию и мно­гое другое. Если требуется высокая тщательность и по­дробность в описании наблюдаемых процессов, то для фиксации результатов используются технические средства (магнитофон, фото-, кино-, телеоборудова­ние). Но необходимо учитывать, что сам факт проведе­ния лабораторного наблюдения, непривычная обста­новка может определенным образом исказить инфор­мацию и снизить ее объективность. Обычно оно применяется в исследованиях экспериментального плана, и главным образом заключается в фиксации из­менений, которые произошли в результате воздейст­вия на наблюдаемых экспериментальных фактов.

Классическим примером лабораторного наблюде­ния является хоуторнский эксперимент, о котором уже говорилось выше. Группа, за которой велось на­блюдение, помещалась в различные условия, а в ре­зультате наблюдений делались выводы о влиянии ус­ловий труда на его производительность.

Лабораторно-полевое наблюдение — вид сбора со­циологической информации, который осуществляется в естественных условиях, но с отдельными ограниче­ниями. В данном случае предпринимается попытка снять недостатки, присущие как полевому, так и лабо­раторному наблюдению.

       
   
 
 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: