Задание 1.
Причиной затруднений в процессе общения могут быть коммуникативные барьеры— психологические препятствия на пути восприятия адекватной информации между партнерами по общению. А.А. Бодалев выделяет три группы барьеров: барьеры понимания, социально-культурного различия, барьеры отношения.
Возникновение барьера понимания может быть вызвано следующими причинами:
фонетическое непонимание из-за невыразительной речи, речи-скороговорки, нечеткой дикции, речи с большим количеством слов-паразитов;
семантическое непонимание (партнер понял не то, что ему сказали, или то, но с другим смыслом) из-за многозначности используемых слов, использования жаргонных словечек или профессионально усложненных терминов, существенных профессиональных, культурных, национальных или религиозных различий собеседников;
стилистическое непонимание возникает, когда информация при непосредственном вербальном общении подается книжным, канцелярским языком, с использованием длинных сложных предложений (фразы, насчитывающие свыше 30 слов, на слух практически не воспринимаются, а лучше всего запоминаются устные фразы из 4—14 слов);
логическое непонимание возникает, если логика рассуждения отправителя информации слишком сложная и не воспринимается слушателем из-за различий в стиле мышления, уровне развития логического мышления. Если у одного партнера преобладает абстрактно-логическое мышление, а у другого — наглядно-образное или наглядно-действенное мышление, то между ними может часто возникать логическое непонимание.
Барьеры социально-культурното различия проявляются, если:
1) социально-культурные, религиозные, политические
и профессиональные различия приводят к разной интерпретации одних и тех же слов, понятий, используемых в процессе коммуникации;
2) восприятие партнера как представителя определенной национальности, пола, возраста, профессии может обусловливать искажения в понимании его слов и
поступков.
Барьеры отношения характеризуются тем, что если один партнер неприязненно или недоверчиво относится к другому партнеру, то это негативное отношение переносится и на содержание его слов, на передаваемую им информацию.
Лучшему пониманию друг друга способствуют:
· стремление собеседника максимально понятно для других людей выразить свою мысль в речи;
· умение эффективно слушать и понимать чужие высказывания;
· наличие обратной связи между общающимися, которая позволяет узнать говорящему, что именно воспринято слушателем правильно, а что искажено. Это позволяет скорректировать сообщение и сделать его более понятным.
Высказывания без ориентации на собеседника носят форму монолога. Сумма потерь информации при монологическом общении может достигать 50%, а в некоторых случаях — и 80% от объема исходной информации.
Рассмотрим типичные ошибки, связанные с ориентацией на себя, которые не позволяют донести свою мысль до собеседника.
Если в общении мы ориентированы на себя, а не на собеседника, то мы:
· не организуем свои мысли перед тем, как их высказываем, а говорим спонтанно, надеясь, точнее, требуя, чтобы другие «поспели» за нами;
· из-за небрежности или неуверенности не выражаем свои мысли точно, поэтому они приобретают двусмысленность;
· говорим слишком длинно, так что слушатель к концу нашего высказывания уже не помнит, что было вначале;
· продолжаем говорить, даже не замечая, реагирует слушатель или нет.
Наиболее эффективной формой общения является диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы.
С целью установления обратной связи между собеседниками полезно использовать такие приемы, как расспрашивание, перефразирование, отражение чувств, резюмирование.
Расспрашивание позволяет уточнить полученную информацию, получить дополнительную информацию: «Уточните, пожалуйста...», «Не могли бы Вы объяснить более подробно...». Перефразирование — высказывание существенной мысли собеседника своими словами, с целью уточнить правильность ее понимания: «Значит, с Вашей точки зрения...», «Насколько я мог Вас понять, Вы хотите подчеркнуть, что...».
Отражение чувств собеседника позволяет уточнить правильность вашего понимания его психического состояния в зависимости от его слов, интонации, мимики, жестов: «Мне кажется, что Вы чувствуете...», «Мне кажется, что эта ситуация выводит Вас из себя...». Резюмирование, или обобщение, используется для подведения итогов разговора: «Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что...».
Эффективное общение невозможно, если собеседники не желают или не умеют слушать друг друга, не умеют использовать те виды слушания, которые наиболее уместны в той или иной ситуации общения.