Задания по теме «Барьеры в общении»

Задание 1.

Причиной затруднений в процессе общения могут быть коммуникативные барьеры— психологические препят­ствия на пути восприятия адекватной информации меж­ду партнерами по общению. А.А. Бодалев выделяет три группы барьеров: барь­еры понимания, социально-культурного различия, барь­еры отношения.

Возникновение барьера понимания может быть вы­звано следующими причинами:

фонетическое непонимание из-за невыразительной речи, речи-скороговорки, нечеткой дикции, речи с боль­шим количеством слов-паразитов;

семантическое непонимание (партнер понял не то, что ему сказали, или то, но с другим смыслом) из-за многозначности используемых слов, использования жар­гонных словечек или профессионально усложненных тер­минов, существенных профессиональных, культурных, национальных или религиозных различий собеседников;

стилистическое непонимание возникает, когда ин­формация при непосредственном вербальном общении подается книжным, канцелярским языком, с использо­ванием длинных сложных предложений (фразы, насчи­тывающие свыше 30 слов, на слух практически не вос­принимаются, а лучше всего запоминаются устные фра­зы из 4—14 слов);

логическое непонимание возникает, если логика рас­суждения отправителя информации слишком сложная и не воспринимается слушателем из-за различий в стиле мышления, уровне развития логического мышления. Если у одного партнера преобладает абстрактно-логическое мышление, а у другого — наглядно-образное или нагляд­но-действенное мышление, то между ними может часто возникать логическое непонимание.

Барьеры социально-культурното различия проявля­ются, если:

1) социально-культурные, религиозные, политические
и профессиональные различия приводят к разной интерпретации одних и тех же слов, понятий, используемых в процессе коммуникации;

2) восприятие партнера как представителя определенной национальности, пола, возраста, профессии может обусловливать искажения в понимании его слов и
поступков.

Барьеры отношения характеризуются тем, что если один партнер неприязненно или недоверчиво относится к другому партнеру, то это негативное отношение переносится и на содержание его слов, на передаваемую им ин­формацию.

Лучшему пониманию друг друга способствуют:

· стремление собеседника максимально понятно для других людей выразить свою мысль в речи;

· умение эффективно слушать и понимать чужие вы­сказывания;

· наличие обратной связи между общающимися, ко­торая позволяет узнать говорящему, что именно воспри­нято слушателем правильно, а что искажено. Это позво­ляет скорректировать сообщение и сделать его более по­нятным.

Высказывания без ориентации на собеседника носят форму монолога. Сумма потерь информации при моноло­гическом общении может достигать 50%, а в некоторых случаях — и 80% от объема исходной информации.

Рассмотрим типичные ошибки, связанные с ориента­цией на себя, которые не позволяют донести свою мысль до собеседника.

Если в общении мы ориентированы на себя, а не на собеседника, то мы:

· не организуем свои мысли перед тем, как их выска­зываем, а говорим спонтанно, надеясь, точнее, требуя, чтобы другие «поспели» за нами;

· из-за небрежности или неуверенности не выражаем свои мысли точно, поэтому они приобретают двусмыс­ленность;

· говорим слишком длинно, так что слушатель к кон­цу нашего высказывания уже не помнит, что было вна­чале;

· продолжаем говорить, даже не замечая, реагирует слушатель или нет.

Наиболее эффективной формой общения является ди­алог, в основе которого лежит умение задавать вопросы.

С целью установления обратной связи между собесед­никами полезно использовать такие приемы, как рас­спрашивание, перефразирование, отражение чувств, резюмирование.

Расспрашивание позволяет уточнить полученную ин­формацию, получить дополнительную информацию: «Уточните, пожалуйста...», «Не могли бы Вы объяснить более подробно...». Перефразирование — высказывание существенной мысли собеседника своими словами, с це­лью уточнить правильность ее понимания: «Значит, с Вашей точки зрения...», «Насколько я мог Вас понять, Вы хотите подчеркнуть, что...».

Отражение чувств собеседника позволяет уточнить пра­вильность вашего понимания его психического состояния в зависимости от его слов, интонации, мимики, жестов: «Мне кажется, что Вы чувствуете...», «Мне кажется, что эта ситуация выводит Вас из себя...». Резюмирование, или обобщение, используется для подведения итогов разгово­ра: «Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что...».

Эффективное общение невозможно, если собеседники не желают или не умеют слушать друг друга, не умеют использовать те виды слушания, которые наиболее умест­ны в той или иной ситуации общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: