III. Определите стилистические функции антонимов и слов, получающих в контексте противоположный смысл

1. Мой верный друг! мой враг коварный! мой царь! мой раб! родной язык! (Брюс.) 2. Я все былое бросил в прах: мой рай, мой ад в твоих очах (Л.). 3. Мгновенно сердце молодое горит и гаснет. В нем любовь проходит и приходит вновь (П.). 4. А голова ему вослед, как сумасшедшая, хохочет, гремит: «Ай, витязь, ай, герой! Куда ты? тише, тише, стой!» (П.) 5. И любови цыганской короче были страшные ласки твои (Бл.). 6. Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью (Бл.). 7. Я видел: ива молодая Томилась, в озеро клонясь, А девушка, венки сплетая, Все пела, плача и смеясь (Бл.). 8. Ведь тот же огненный желток, что скрылся за борт, он одному сейчас - Восток, другому - Запад (Возн.). 9. Я соловей: я без тенденций и без особой глубины… Но будь то старцы иль младенцы. Поймут меня, певца весны (Сев.). 10. Она была не хороша, не дурна собою (Г.). 11. Не легковесен ты и не тяжел (Марш.). 12. И перекрыты выходы и входы, И путь один - туда, куда толпа (Выс.). 13. Расставанья и встречи - две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье (Долм.). 14. Пока мы о прошедшем сожалеем, жизнь день грядущий в прошлый превратит (Гамз.). 15. И горек мне мой сладкий, мой эмигрантский хлеб (Ок.). 16. Философия - древняя наука, рассуждающая об уме и глупости, о правде и лжи, о жизни и смерти (из газ.). 17. Приходите в любой день - в начале и в конце недели, в первых и в последних числах месяца: я всегда вам рад (из газ.). 18. Меня не то чтоб ругают, но и не то, чтоб хвалят (Дост.). 19. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако и не тонкие (Г.). 20. Золотом платят за подлость, За мужество - только свинцом (Моз.).

· примеры комплексных упражнений

  1. Определите, какие лексические (грамматические) единицы используются автором как средство выразительности (средство создания образности) в следующих предложениях.

При формулировке ответа можно использовать следующий образец (слова в скобках предлагаются на выбор):

В данном высказывании (предложении) ярким средством выразительности являются __________________,(например,) _____________________. Это лексическое (грамматическое) средство, оно помогает автору более точно и образно передать свои мысли и чувства (отражает логику рассуждений автора). В этом предложении (высказывании)________________ прежде всего (используются, служат для чего; функционируют, применяются как что) ___________________________________.

1. Письма не было и не было, он теперь не жил, а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании (Бун.).

2. Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (П.).

3. Я видел: ива молодая /Томилась, в озеро клонясь, А девушка, венки сплетая, /Все пела, плача и смеясь (Бл.).

4. Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!.. (Л.)

5. Ему [Коровину] хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего (Ч.).

6. У Ули были не глаза, а очи (Фад.).

7. Фашизм враждебен всякой национальной культуре… Он стремится разгромить, уничтожить культуру, стереть самую память о ней (А. Т.).

8. У длинной избы стремянного полка сидели люди с секирами… «Нехорошо поступаете, стрельцы… По две головы, что ли у вас? …Я везу царский указ - хватаете: это воровство, измена» (А. Т.).

9. Мне казалось, что свою старую любовь к обыкновенной земле я усилю, укреплю, доведу до предела, только испытав отчаяние этих бесплодных пространств (Пауст.).

10. Мгновенно сердце молодое горит и гаснет. В нем любовь проходит и приходит вновь (П.).

11. Передо мной - холодный мрак могилы, /Перед тобой - объятия любви (Н.).

12. Марк Туллий Цицерон был рабом своего красноречия. Гней Помпей был рабом своего успеха. Юлий Цезарь был рабом своего величия. Один был в Риме свободный человек: раб Спартак (Крив.).

13. Петр Иванович пересел ко мне на лавочку и, положив свою могучую десницу на мое колено, заговорил душевным полуголосом (М.-С.).

14. Бросившись к Сабурову, Масленников схватил его, приподнял с места, обнял, расцеловал, схватил за руки, отодвинул от себя, посмотрел, опять придвинул к себе, поцеловал и посадил обратно - все в одну минуту (Сим.).

  1. Назовите средства экспрессивного синтаксиса в приведенных отрывках из произведений русских писателей, публицистов.

1. Что смолкнул веселия глас? Раздайтесь, вакхальны припевы! Да здравствуют нежные девы и юные жены, любившие нас! (П.) 2. Те пламенные речи, те призраки, что увлекали нас, Давно их нет! (Пол.) 3. Ox! Лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… (П.) 4. Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул; Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул (Тютч.). 5. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди… Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера… (Сим.) 6. Я стою у высоких дверей, Я слежу за работой твоей (Св.). 7. Несказанное, синее, нежное… Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя - поле безбрежное - Дышит запахом меда и роз. ‹…› Напылили кругом, Накопытили. И пропали под дьявольский свист… Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? Все спокойно впивает грудь. Стой, душа, мы с тобою проехали Через бурный положенный путь (Ес.). 8. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (Бл.) 9. Ax, мамочка, это он!.. Ты знаешь, Он был забавно Когда-то в меня влюблен. Был скромный такой мальчишка, А нынче… Поди ж ты… Вот… Писатель… Известная шишка… Без просьбы уж к нам не придет (Ес.). 10. Эй, вы! Тараканье отродье! Все к Снегиной!.. Р-раз и квас! Даешь, мол, твои угодья Без всякого выкупа с нас! (Ес.) 11. Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали, - я думаю, что это все пишут из Обломовки. Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, - я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку… (Добр., Что такое обломовщина?) 12. Несмотря на явную небрежность, с какою написаны многие стихи в этой поэме, несмотря на то, что некоторые места в ней отзываются юношескою незрелостью мысли, - поэма чрезвычайно замечательна в целом и блестит удивительными частностями, исполненными ума и поэзии (Бел., Русская литература в 1845 г.). 13. Как можно скорее отмежеваться от всего, что делается в стране. Отмежеваться, чтобы сохранить доверие масс; отмежеваться, чтобы не стать сначала ширмой для реализации чуждой нам программы. Отмежеваться решительно, вплоть до ухода демократов с занимаемых постов, вплоть до сдачи депутатских мандатов (из газ.). 14. Здесь будут разоружаться все незаконные формирования. Причем разоружаться добровольно (из газ.). 15. Именно такая система препятствует экономическому росту в подавляющем большинстве стран третьего мира. И богатых природными ресурсами. И бедных (из газ.).

III. Обучение стилистическому анализу ТЕКСТА

- задания, отталкивающиеся как от формы, так и от содержания текста

Пример текста и стилистических заданий к нему:

(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.

(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. (8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"Зарабатываю на скрипку".

(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка – тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, – в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.

1. Найдите в тексте оценочную лексику, позволяющую понять авторское отношение, отношение героя к юной скрипачке.

2. Проанализируйте пары предложений 4-5 и 11-12. Что в них необычного? Как вы думаете, с какой целью автор использует в своем тексте данные синтаксические конструкции?

3. Прокомментируйте выражение взять в плен в предложении 14. Как данное лексическое средство помогает передать то впечатление, которое произвела на героя девочка и ее игра?

4. Определите грамматические особенности предложения 16. Как они способствуют пониманию мыслей и чувств автора?

5. В каких смысловых отношениях находятся в тексте предложения 17-18? Что, по вашему мнению, выражает данная грамматическая связь?

Лексические явления для аргументации

  • лексика с точки зрения стилистической окраски;
  • лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);
  • лексика с точки зрения происхождения;
  • лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);
  • синонимы, антонимы;
  • фразеологизмы и др.

Грамматические явления для аргументации

  • однородные члены предложения;
  • обособленные члены предложения;
  • вводные слова и предложения;
  • обращения;
  • разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные)

Словарь любого языка – это его лексика. Человек использует в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего (автора).

С.Соловейчик использует разговорные слова «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22), которые снижают пафосный настрой всего текста и дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.

Так, однородные члены

(1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.

(2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

(3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не верилось только одному – что это будет бесконечно. (5)Не было безнадёжности. (6)Надежда и ожидание – единственное, чем жили люди. (7)Всё, что происходило сейчас, казалось временным. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.

(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? (10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (12)Не помню.

(26) И тут как раз появился дед. (27) Старик Момун только на подходе заметил автолавку: он ездил на пасеку, откуда не было видно дома. (28) Вначале старик обратился к продавцу.

(29) – Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.

(30) – В благополучии ли прибыл твой караван, удачно ли идет твоя торговля?

(31) – Караван в целости, только вот купец к вам, а вы женщинам наказываете держать копейку, как душу перед смертью. (32) Тут хоть завали товарами, не раскошелится никто.

(33) – Не взыщи, дорогой, денег нет, вот продадим осенью мед... – начал Момун… (38) Отказался он и от покупки швейной машинки, и от новых сапог, хотя старые были дырявыми.

(39) – Ну, купи хотя бы портфель: мальчишке-то в школу пора, должно быть?

(40) Школа, о которой мальчик давно мечтал, была от них в ближайшем поселке, куда на лошади надо было добираться по горам два часа. (41) Никто из домашних ни разу не упоминал до сих пор о школе.

(42) Дед ушел в дом и через некоторое время молча вынес припрятанную пятерку. (43) Продавец лукаво подмигнул мальчику, вручил ему портфель.

(44) – Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в

горах.

(45) – Осилит, он у меня смышленый, – отозвался Момун, пересчитывая сдачу. (46) Потом глянул на внука, неловко держащего новенький портфель, прижал его к себе.

(47) – Вот и добро: пойдешь осенью в школу, буду тебя сам возить, – негромко сказал он. (48) Твердая, увесистая ладонь деда мягко прикрыла голову мальчика. (49) И тот почувствовал, как вдруг сильно сдавило горло, и остро ощутил худобу деда, бедность его одежды и важность принятого дедом решения

(1)Однажды, когда падал первый, еще не зимний снег, а мальчишки во дворе уже лепили

снежную бабу, я забрал из школы дочь, и мы шли с ней, взявшись за руки, и болтали о разных

пустяках. (2)Тем временем мальчишки затащили последний рыхлый ком наверх, на два

других, – вот и голова на месте.

– (3)Пап, – спросила вдруг Танюха как бы между прочим. – (4)Ты смог бы слепить снежок и

добросить его до нашего окна?

(5)Мы живем на шестом этаже. (6)Я задумался. (7)Наверное, добросил бы, но кто его знает.

(8)Бахвалиться и уж тем более врать не хотелось.

(9)Я пожал плечами.

– (10)А вот Коржиков запросто добросит! – с какой-то непонятной гордостью сообщила мне

дочь.

– (11) Кто такой Коржиков?

– (12)Коржиков – это новенький в нашем классе, – объяснила Таня.

(13)В её классе все люди были просто замечательными, и потому я решил уточнить, чем

же знаменит именно этот доселе неведомый мне Коржиков. (14)Выяснилось вот что.

(15)Когда ни один человек в школе не смог ответить, как кричит кенгуру, только отважный

Коржиков не растерялся, и теперь вся школа умеет кричать, будто стадо перепуганных

кенгуру.

(16)Но это еще далеко не главное.

(17)Выяснилось, что вовсе даже не стоит пугаться, если из лесу вдруг выбегут дикие

динозавры и все соберутся на школьном дворе. (18)Потому что навстречу динозаврам сразу

же храбро выйдет кто?..

– (19)Коржиков, должно быть... – робко предположил я. – (20)Он разгонит всех динозавров

хворостиной и восстановит порядок…

– (21)Вовсе нет! – рассмеялась моя дочь. – (22)То есть выйдет, конечно, Коржиков.

(23)Только он никаких динозавров палкой гонять не станет, он их приручит лаской!

(24)Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка, принес его к себе и

теперь воспитывает. (25)Чтобы котенку было хорошо, Коржиков дома никогда не кричит.

– (26)Знаешь, папа, на кого он похож, этот Коржиков? - спросила дочь и сама же

немедленно ответила. – (27)На тебя, когда ты был маленьким! (28)Я тебя таким как раз и

представляю!...

(29)Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса.

(30)Снег еще лежал, не успел за день окончательно растаять.

(31)Я слепил плотный снежок, оглянулся по сторонам – не видит ли кто – и со всей силой

залепил снежком в окно нашей кухни на шестом этаже. (32)И негромко крикнул бегемотом,

когда попал.

(33)Завтра к нам в гости должен прийти Коржиков, Танюха уже пригласила. (34)Как важно

не опростоволоситься перед ним!

(1)На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. (2)Все наши

школьные учителя немецкого языка души во мне не чаяли. (3)И

Елена Францевна не являла собой исключения.

(4)Но настал и мой черед. (5)Как раз перед этим я пропустил

несколько дней и понятия не имел о домашнем задании. (6)Поначалу

всё шло хорошо. (7)Я проспрягал какой-то глагол, отбарабанил

предлоги, требующие дательного падежа, прочел по учебнику статью и

пересказал с берлинским акцентом её содержание.

(8)- Прекрасно. (9)Теперь, пожалуйста, стихотворение, - сказала

Елена Францевна.

(10)- Какое стихотворение?

(11)- То, которое задано!

(12)- Да я же не был в школе! (13)Я болел.

(14)- Совершенно верно, ты отсутствовал. (15)А спросить у

товарищей, что задано, ты не мог?

(16)И тут я нашёл выход. (17)О домашних заданиях я спрашивал у

Павлика, а он ни словом не обмолвился о стихотворении.

(18)- Это правда? - спросила она Павлика.

(19)Он молча наклонил голову. (20)И я тут же понял, что это

неправда. (21)Как раз о немецком я его не спрашивал. (22)О других

предметах спрашивал, а готовить немецкие уроки я считал ниже

своего достоинства.

(23)Елена Францевна перенесла свой гнев на Павлика.

(24)Затем она предложила мне прочитать любое стихотворение на

выбор. (25)Я прочел шиллеровскую «Перчатку» и заработал жирное

«отлично».

(26)Вот так все и обошлось. (27)Ан, не обошлось! (28)Когда,

довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не

оказалось рядом. (29)Исчезли его учебники, тетрадки… (30)Он сидел

за пустой партой, через проход, позади меня. (31)У него были какие-то

странные глаза: красные и налитые влагой. (32)Он молчал и глядел

мимо меня.

(33)Я стал уговаривать себя, что поступил правильно. (34)Стоит ли

вообще придавать значение пустой болтовне? (35)И всё же, окажись

Павлик на моём месте, назвал бы он меня? (36)Нет! (37)Он скорее бы

умер, он проглотил бы собственный язык! (38)И вдруг каким-то

холодком по хребту я понял, что это не пустые слова.

(По Ю. Нагибину)

(1)Пожилой джентльмен, доктор Ф. Г. Колокольчиков, сидел в

своем саду и чинил стенные часы – из них выскочила пружина.

(2) Перед ним с унылым выражением лица стоял его внук Коля.

(3) Считалось, что он помогает дедушке в работе. (4)На самом же деле

вот уже целый час, как он просто держал в руке отвертку. (5)Вместо

того чтобы самому поставить выскочившую пружину на место (дело на

пару минут), Коля вынужден был ждать, пока дедушке эта отвертка

понадобится.

(6)Стальная спиральная пружина, которую нужно было загнать на

свое место, была упряма, но и дедушка был терпелив и передавать

дело в руки внука не собирался. (7)Казалось, что конца-края этому

ожиданию не будет. (8)Это было обидно, тем более что из-за соседнего

забора вот уже несколько раз высовывалась вихрастая голова Симы

Симакова. (9)И этот Сима Симаков языком, головой и руками подавал

Коле знаки столь странные и загадочные, что даже пятилетняя

Колина сестра Татьянка, которая, сидя под липою, сосредоточенно

пыталась затолкать растрепанный репей в пасть лениво

развалившейся собаке, неожиданно завопила и дернула дедушку за

штанину, после чего голова Симы Симакова мгновенно исчезла.

(10)Наконец спиральная пружина, ужатая до нужной степени,

легла на свое место.

– (11)Человек должен трудиться, – поднимая влажный лоб и

обращаясь к Коле, наставительно сказал седой джентльмен. – (12)У

вас же, Николай, такое кислое лицо, как будто бы я угощаю вас

касторкой. (13)Ну-ка подай отвертку и возьми клещи. (14)Труд

облагораживает человека. (15)Тебе же, душа моя, душевного

благородства как раз не хватает. (16)Например, вчера ты съел, если не

ошибаюсь, четыре порции мороженого, а с младшей сестрой не

поделился.

– (17)Она врет, бессовестная! – бросая на Татьянку сердитый

взгляд, воскликнул оскорбленный Коля. – (18)Три раза я давал ей

откусить по два раза. (19)Она же пошла жаловаться да еще по пути

стянула с маминого стола четыре копейки.

– (20)А ты ночью по веревке из окна лазил, – не поворачивая

головы, хладнокровно ляпнула Татьянка. – (21)У тебя под подушкой

есть фонарь. (22)А в спальню к нам вчера какой-то хулиган кидал

камнем. (23)Он кинет да посвистит, а ты ему в ответ фонарем,

который под подушкой лежит, посветишь.

(24)Дух захватило у Коли Колокольчикова при этих наглых, но

правдивых словах бессовестной Татьянки, дрожь пронизала тело и

прошла от головы до самых пяток. (25)Но, к счастью, занятый работой

дедушка на ее слова внимания не обратил, или просто старый

джентльмен их не расслышал.

(По А. Гайдару)

(1)Учительница Валентина Георгиевна сказала:

– (2)Завтра зимние каникулы. (3)Напишите дома сочинение о

каком-нибудь самом счастливом дне каникул.

(4)А в ночь под Новый год мама с папой поссорились. (5)Я не знаю

из-за чего, но утром они не разговаривали друг с другом…

(6)Это хуже всего! (7)Уж лучше бы пошумели, поспорили и

помирились. (8)Я очень переживал, но особенно мне стало грустно,

когда за завтраком папа спросил:

– (9)Не забыл ли ты поздравить маму с Новым годом?

(10)А потом мама, не глядя в папину сторону, сказала:

– (11)Принеси отцу газету. (12)Я слышала: ее только что опустили

в ящик.

(13)Я надеялся, что все пройдет, но за несколько дней они не

сказали друг другу ни слова. (14)Сначала отвыкнут разговаривать

друг с другом, а потом…(15)Мне стало страшно. (16)И я твердо решил

помирить маму с папой.

(17)Сначала я решил объединить их радостью: вечером затеял

уборку, наутро встал пораньше и стал делать гимнастику и обтирание,

чего раньше не делал ни разу. (18)Но… они радовались как-то

порознь, в одиночку.

(19)И тогда я пошел на крайность: я решил объединить их с

помощью горя! (20)Мне надо было исчезнуть из дома, временно

потеряться. (21)И я сказал родителям, что пойду к Женьке на

двадцать минут.

(22)Женьку я попросил звонить моим родителям, пока не

почувствует, что они от волнения сходят с ума. (23)Каждые пять

минут он звонил и спрашивал их, почему я не иду. (24)После пятого

его звонка родители уже не отходили от телефона. (25)А потом они

сами стали звонить Женьке.

– (26)У мамы голос дрожит? – спрашивал я Женьку.

– (27)Дрожит. (28)Надо их помучить: пусть позвонят в милицию, в

морг…

(29)Мне было жалко маму и папу, но я спасал нашу семью, и

нужно было переступить через жалость!

(30)Меня хватило на час.

(31)Когда я вернулся, папа и мама сидели по обе стороны

телефона, бледные, измученные, и глядели друг другу в глаза…

(32) Они страдали вместе, вдвоем. (33)Это было прекрасно! (34)Вдруг

они вскочили, стали целовать и обнимать меня, а потом уж друг друга.

(35)Это и был самый счастливый день моих зимних каникул.

(По А.Алексину)

(1)Я знала, что в первом отделении школьного концерта будет всего

три номера и Лева выступает последним. (2)Когда второй номер

подходил к концу, я обернулась к Рудику и сказала:

— (3)Сейчас, между прочим, будет выступать мой брат Лев, очень

талантливый музыкант. (4)Будущий лауреат! (5)Из Московской

консерватории.

— (6)Чихали мы на таких! — ответил мне Рудик.

— (7)Будет пиликать классику? – поинтересовался он чуть погодя.

— (8)Конечно!

— (9)«Спи, моя радость, усни!..» — пожелал самому себе Рудик и

подмигнул мне.

(10)Он прямо-таки разлегся на своем месте, по-прежнему уперев ноги

в спинку моего стула. (11)А Лева, с кларнетом в руках, тем временем уже

вышел на сцену... (12)Я ждала выкриков Рудика, хитро подмигивавшего

своим приятелям, хохота из последнего ряда, но было тихо. (13)И как-то

торжественно. (14)Я впервые смотрела на брата из зала.

(15)У него был совсем не артистический вид. (16)Нет, пожалуй,

артистическим было только лицо, абсолютно отсутствующее. (17)«Весь в

себе», — говорит в таких случаях мама. (18)Он еще не начал играть, но

уже мыслил музыкальными образами пьесы. (19)А все остальное было

совершенно не для сцены: волосы слегка взъерошены, фигура сутулая,

неестественная, словно о чем-то напряженно задумавшаяся. (20)Костюм

был тщательно отглаженный (я сама его гладила), а казался мятым и не

Левиным, а чужим.

(21)Потом вышла Лиля с нотами, чтобы аккомпанировать Леве.

(22) Лиля вела себя как на самом настоящем концерте: она вышла

уверенным шагом, с независимо поднятой головой, строго поклонилась.

(23)И наши пижоны, в том числе Рудик, невольно захлопали. (24)Потом

она опустилась на стул, разложила свои ноты на пюпитре и, выдержав

небольшую паузу, ударила по клавишам. (25)Лева начал играть на

кларнете «Рассказ Франчески», который мне очень нравился. (26)Я не

слышала, как он играл: я волновалась, хотя знала о том, что Лева

никогда не ошибается на концертах. (27)И смотрела на своих соседей:

некоторые закрыли глаза — так слушают хорошую музыку.

(28)Рудик глядел на сцену во все глаза, не отрываясь. (29)Потом все

захлопали...

— (30)С добрым утром! — прямо в ухо мне гаркнул Рудик. (31)И

сделал вид, что проснулся. (32)Но я уже не обращала на него никакого

внимания.

(По А. Г. Алексину)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: