Методика обследования уровня сформированности связной речи

Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи - научить их связно и последовательно, грамматически фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирование личных качеств.

Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственные высказывания, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Л.Н. Ефименкова (21) Систематизировала приемы работы по развитию речи у детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и подготовке к связному высказыванию. Формирование связной речи - основная задача третьего этапа. Детям дается понятие о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучить детей с ОНР сначала пробному, затем выборочному и наконец творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта.

В.П. Глухов (15) предлагает систему обучения рассказыванию, состоящего из нескольких этапов. Дети овладевают навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа - описания, рассказывание с элементами творчества.

М.М. Кольцова (29) предлагает сочинять детям дошкольного возраста сказки, в которых отражается то, что они выучили, слышали раннее, что видят сейчас.

Выбор темы сказки и краткая обрисовка сюжета - важные методические моменты обучения творческому рассказыванию. Сюжет должен вызвать у детей желание придумывать сказку, рассказывать так, чтобы сюжет побудил работу воображения, затрагивал нравственные этические чувства, служил углублению интереса к речевой деятельности.

Сказки, придуманные детьми, оформляются таким образом, чтобы их можно было использовать многократно. Тексты сказок записываются взрослыми на листах определенного формата (альбомный лист), дети сами иллюстрируют свои сказки или их эпизоды рисунками, из этих листов изготавливаются книжки по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Игрушки». Дети с удовольствием рассматривали эти книжки, вспоминали и рассматривали понравившиеся сказки, обменивались впечатлением, просили логопеда почитать ту или иную сказку.

Другим видом работы является драматизация, инсценировка сочиненных сказок. Участие в инсценировке активизирует словарь детей по определенной теме, развивает творческую фантазию, при этом развиваются просодическая сторона речи, раскрепощается личность ребенка, дети обогащаются эмоционально.

Пример планирования работы по придумыванию сказки «Как зайчонок торопился на новогоднюю елку».

С воспитателем дети вспоминают, какие животные водятся в наших лесах. Составляют рассказы - описания лисы, зайца, волка, белки, лося. Использование глагольной лексики: подкрадывается, выслеживает, петляет, ломится через кусты, навострили ушки и т.д.

На следующий день на индивидуальных занятиях с логопедом, дети рассказывают рассказ Н.Сладкова «Как медведь сам себя напугал» со зрительной опорой.

Во второй половине дня дети с воспитателем придумывают диалоги для действующих лиц этого рассказа, выясняют, что рассказ становится сказкой, стараются придумать для получившейся сказки зачин и концовку.

На следующем занятии дети придумывают сказку «Как зайчонок пошел на новогоднюю елку». Детям предлагается придумать, кто из действующих персонажей будет чинить препятствия зайчонку, кто будет ему помогать, какое добро, в конце концов, победит зло, как зайчонок простит отрицательных героев и попросит Деда Мороза дать и им подарки и пригласит их в общий дружный хоровод.

Вечером или на занятии по изодеятельности дети иллюстрируют сказку своими рисунками.

Работа над сказкой завершается изготовлением книжки.

Дети получают задание рассказать сказку родителям, бабушке, дедушке, братьям, сестрам.

Сказку предлагается инсценировать.

Показ сказки детям младшей группы.

Инсценировка сказки с помощью кукол.

Предложенная система работы над сказкой, придумывание продолжения сказки, использование рисунков, готового текста способствуют успешному формированию навыков самостоятельного рассказывания с элементами творчества.

Данные приемы способствуют повышению уровня речевого развития детей, формированию у них интереса к русскому языку как к учебному предмету. Речь детей становится более осознанной, более произвольной. У них появляется опыт сознательного анализа языкового материала, так как задания логопеда требуют не только наглядно-образного, но и словесно-логического мышления.

У детей закрепляются и становятся устойчивыми навыки самостоятельной работы, они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализировать произвольные учебные действия и отдельные виды деятельности в форме развернутых высказываний. В целом учебная деятельность детей становится осознанностью, мотивированностью и произвольностью.

Т.А. Ткаченко (47) при работе над формированием связной речи у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:

Пересказ рассказа по наглядному действию.

Рассказ по следам наглядного (демонстрационного) действия.

Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.

Пересказ рассказа по серии сюжетных картин.

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Пересказ рассказа по сюжетной картине.

Применение этой системы позволяет формировать связную речь у детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями.

Изучение состояния связной монологической речи детей с ОНР проводиться в подготовительной группе детского сада, с целью выявить готовность детей к речевому творчеству в процессе связных высказываний.

К этому времени дети с той или иной мерой успешности могут передать содержание сюжетных картин, литературных текстов, описать любую игрушку или предмет.

При оценке готовности к творчеству детей учитывается следующее навыки построения различных типов предложений.

Подбираются задания:

Составления предложений по двум предметным картинкам, правильно ли передается замысел рассказа;

Какая степень точности в обрисовке персонажей;

Каковы самостоятельность и логическая последовательность изложения;

Какие используются художественные средства;

Использование интонационной выразительности.

Для выявления, особенностей монологической речи и возможностей детей составлять рассказы с элементами творчества предлагаются такие задания:

Составить рассказ о каком либо случае, происшедшим с девочкой (мальчиком) в лесу.

Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку).

Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки.

Пересказать короткий текст. Предлагаются следующие варианты творческих заданий:

Придумать продолжения событий.

Инсценировать рассказ.

Ввести новые персонажи.

Составить рассказ описание любой игрушки или той игрушки, которою хочешь получить в день рождения.

Восстановление различного рода деформированных предложений:

когда слова даны вразбивку (живут, в лесу, лиса, густом);

когда одно или несколько, или все слова употреблены в начальной форме (жить, в лиса, лес, густой);

когда имеется пропуск слов (лиса….. в густом лесу);

отсутствует начало (…. Живет в густом лесу)

отсутствует конец предложения (лиса живет в густом ….).

10. Составление предложений по живым картинкам с демонстрацией действий на фланелеграфа. 11. Восстановление предложений со смысловой деформацией. Например, Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки. 12. Составление предложений со словами из числа названных логопедом.

По мере формирования у детей умения конструировать высказывания необходимо подвести их к выполнению более сложных заданий, побуждающих воображение и активизирующих творческую самостоятельность.

К числу таких заданий можно отнести следующие задания:

Составить рассказ о каком-либо случае с мальчиком (девочкой), аналогичный изображенный на сюжетной картинке.

Завершить рассказ, составляемый по готовому началу с опорой на картинку.

Придумать начало рассказа по готовому концу. Этот вид работы вызывает наибольшие затруднения. Помочь в этом случае детям может предъявление двух - трех образцов рассказа на одну и туже тему, коллективное придумывание нескольких вариантов начала рассказа. Для облегчения задания к текстам подбираются предметные картинки, которые могут помочь в словесной характеристике вводимых персонажей.

Придумать сказку по предложенному сюжету.

Таким образом, проанализировав методики Л.Н. Ефименковой, В.П. Глухова, М.М. Кольцовой, Т.А. Ткаченко мы считаем, что методика Т.А Ткаченко с системой упражнений располагающихся в порядке возрастания сложности и убывания наглядности, наиболее эффективны при формирование связной речи у дошкольников с ОНР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: