Определение значений относительных показателей

Для обеспечения сопоставимости значений абсолютных показателей Qi (приведения их к одинаковому масштабу и выражения их в одинаковых единицах измерения) производится перевод абсолютных показателей Q в относительные показатели K с помощью операции нормирования:

,

где: i - номер свойства;

j - номер оцениваемого объекта.

Понятно, что:

Поскольку некоторые номинанты представляют исходные данные (необходимые для выражения значений показателей qij) в единицах измерения, отличающихся от других номинантов, разработчики методики эвристическим методом осуществляют ликвидацию этих отличий. Например, показатели, имеющие денежный (или вообще числовой) характер, иногда выражаются у разных номинантов за разный период времени. В этих случаях для всех номинантов используется один и тот же временной период.

4.3 Свертка показателей

При применении той методологии оценивания качества брэнда, которая была описана в данной методике, показатель качества брэнда Kk может быть выражен с помощью формулы средней взвешенной арифметической:

.

Понятно, что чем больше эта сумма – тем выше качество бренда – тем выше его спешность – тем более обоснованны его претензии на победу в конкурсе брэндов.

Отметим особенность вычисления значения Кk. Среди i-ых критериев выделяют так называемые “критические критерии” - т.е. такие, что для хотя бы одного из них недопустимо существование неравенства: (где обозначает “не хуже или равноценно”). Например, подобным критическим критерием для производимой по франчайзингу автомашины является “наличие в выхлопах вредных для здоровья химических веществ в концентрации, превышающей соответствующий ПДК”.

Если же такое неравенство существует хотя бы для одного (любого) критического критерия, то принимается: Kk = 0

Заканчивая эту методику по оцениванию брэндов (номинантов), считаем необходимым еще раз подчеркнуть:

· - описанная выше методология относится только к одному (но самому распространенному) из многих методов квалиметрии;

· - применительно к этому методу рассмотрен только упрощенный (но не приближенный или, тем более, - точный) его вариант;

· - изложение дано в очень краткой форме (в связи с чрезвычайно малым временем, отпущенным, в соответствии со сложившимися обстоятельствами, на разработку методики оценивания).

В Приложении даны основные данные, иллюстрирующие практическое использование методики для решения поставленной задачи.

ЛИТЕРАТУРА К МЕТОДИКЕ

1. Гличев А.В., Панов В.П. Азгальдов Г.Г. Что такое качество? - М., Экономика, 1968.

2. Азгальдов Г.Г. Потребительная стоимость и ее измерение. - М.: Экономика, 1971.

3. Райхман Э.П., Азгальдов Г.Г. Экспертные методы в оценке качества товаров. - М.: Экономика, 1974.

4. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров. (Основы квалиметрии). - М.: Экономика, 1982.

5. Азгальдов Г.Г. Квалиметрия для менеджеров. – М.: Издание Академии экономики и права, 1996.

6. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Оценка инновационного брэнда во франчайзинге // Проблемы оценки имущества в условиях кризиса. Тез. докл. межд. научн. конф. 16 - 18 апреля 2009 г. – Караганда, 2009.

7. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Инвестиции, франчайзинг и квалиметрия // Оценка и инвестиции в современных условиях. Тез. докл. межд. научн. конф. 23-24 апреля 2009 г. – Минск, 2009.

8. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. - №2. – С.162 – 164.

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Индивидуальная анкета для экспертного определения значений групповых ненормированных к.в.

Таблица 1

Индивидуальная анкета для экспертного определения значений групповых ненормированных к.в. и ее заполнение применительно к дереву на рис.1.

Эксперт № ……… ………………….(номер, фамилия)

№№ критериев по дереву на рис. 1 в процентах (%)
1 тур 2 тур
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Краткая информация об экспертах

Заседание экспертного совета по подготовке некоторых важных данных, необходимых при подведении итогов в номинации «________» Национальной Премии «ЗОЛОТОЙ БРЭНД», состоялось ________.

Эксперт №1  
Эксперт №2  
Эксперт №3  
Эксперт №4  
Эксперт №5  
Эксперт №6  
Эксперт №7  

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Сводные данные результатов экспертного определения значений групповых коэффициентов важности

Номера по дереву на Рис.1 Значения групповых ненормированных i-х коэффициентов важности (к.в.), полученных в 1 туре (или при необходимости в 2-м туре) для 7-ми экспертов Вычисление значений групповых и ярусных коэффициентов важности
Среднее значение Нормированные значения групповых к.в. Коэффициент важности по ярусам Проверка 5-й ярус (сумма должна быть 1)
                     
                  0,43 6% 0,0633
                  0,57 9% 0,0852
                  0,56 15% -
                  0,44 12% 0,1162
                  0,46 7% 0,0720
                  0,54 9% 0,0860
                  0,63 26% -
                  0,37 16% -
                  0,68 42% -
                  0,32 20% 0,2022
                  0,78 10% 0,0972
                  0,22 3% 0,0278
                  0,29 9% 0,0937
                  0,39 12% -
                  0,32 10% 0,1048
                  0,86 32% -
                  0,14 5% 0,0516
                  0,63 63% -
                  0,38 38% -
Проверка 1,0000

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Коэффициент важности, Браковочные и эталонные значения для дерева свойств (критериев)

Номер и название критерия (свойства) по дереву на Рис.1 (см.Методику) Единица измерения критериев Браковочное значение Эталонное значение Коэффициент важности (ярусный)  
qбр qэт Gi  
1.Количество франчайзи у которых за анализируемый период открыто более одной франшизной точки шт     0,0633  
2.Общее количество франчайзи шт     0,0852  
3. Распространенность по регионам (количество городов в которых работают франчайзи) шт город     0,1162  
4.Количество расторгнутых франшиз за анализируемый период шт     0,0720  
5. Отношение расторгнутых франшиз к общему их числу - при их среднем значении в РФ за анализируемый период %     0,0860  
6.Общий объём продаж по франчайзингу за анализируемый период млн.руб     0,2022  
7. Расходы Франчайзера на рекламу франчайзинга за анализируемый период млн.руб     0,0937  
8.Затраты Франчайзера в рамках помощи франчайзи за анализируемый период млн.руб     0,0972  
9. Потери франчайзера при расторжении договора франчайзинга за анализируемый период млн.руб     0,0278  
10. Доля расходов на повышение гудвила Франчайзера в общих его затратах на рекламу %     0,1048  
11. Доля затрат на франчайзинг в общих затратах на рекламу предприятия %     0,0516


ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Значения допустимых, Браковочных и эталонных значений для дерева свойств (критериев)

№ свойств по дереву на Рис.1 Единица измерения № туров Значения показателей критериев  
Допустимые значения у экспертов Среднее по экспертам Браковочные значения Эталонные значения у экспертов Среднее по экспертам  
                                         
  шт                                   19,7  
               
                 
  шт                                      
               
                 
  шт городов                                      
               
                 
  шт                                      
               
                 
  %                                      
               
                 
  млн.руб                 0,8 0,7                  
               
                 
  млн.руб                                   0,0006  
               
                 
  млн.руб                                      
               
                 
  млн.руб                                      
               
                 
  млн.руб                                      
               
                 
  %                                      
               
                 

ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Результаты подведения итогов конкурса «Золотой брэнд – 2009»
в номинации «Золотая Франшиза»

Номер и название критерия (свойства) по дереву на Рис.1 (см.Методику) Единица измерения критериев Браковочное значение Эталонное значение Коэффициент важности (ярусный) (1) (2) (3)
qбр qэт Gi Qi Ki Ki*Gi Qi Ki Ki*Gi Qi Ki Ki*Gi
1.Количество франчайзи у которых за анализируемый период открыто более одной франшизной точки шт     6,3%                  
2.Общее количество франчайзи шт   1 943 8,5%                  
3. Распространенность по регионам (количество городов в которых работают франчайзи) шт город     11,6%                  
4.Количество расторгнутых франшиз за анализируемый период шт     7,2%                  
5. Отношение расторгнутых франшиз к общему их числу за анализируемый период %     8,6%                  
6.Общий объём продаж по франчайзингу за анализируемый период млн.руб 0,7 27 714 20,2%                  
7. Расходы Франчайзера на рекламу франчайзинга за анализируемый период млн.руб     9,4%                  
8.Затраты Франчайзера в рамках помощи франчайзи за анализируемый период млн.руб     9,7%                  
9. Потери франчайзера при расторжении договора франчайзинга за анализируемый период млн.руб     2,8%                  
10. Доля расходов на повышение гудвила Франчайзера в общих его затратах на рекламу %     10,5%                  
11. Доля затрат на франчайзинг в общих затратах на рекламу предприятия %     5,2%                  
Итоги номинации     ,
Номер и название критерия (свойства) по дереву на Рис.1 (см.Методику) Единица измерения критериев Браковочное значение Эталонное значение Коэффициент важности (ярусный) (4) (5) (6)
qбр qэт Gi Qi Ki Ki*Gi Qi Ki Ki*Gi Qi Ki Ki*Gi
1.Количество франчайзи у которых за анализируемый период открыто более одной франшизной точки шт     6,3%                  
2.Общее количество франчайзи шт   1 943 8,5%                  
3. Распространенность по регионам (количество городов в которых работают франчайзи) шт город     11,6%                  
4.Количество расторгнутых франшиз за анализируемый период шт     7,2%                  
5. Отношение расторгнутых франшиз к общему их числу за анализируемый период %     8,6%                  
6.Общий объём продаж по франчайзингу за анализируемый период млн.руб 0,7 27 714 20,2%                  
7. Расходы Франчайзера на рекламу франчайзинга за анализируемый период млн.руб     9,4%                  
8.Затраты Франчайзера в рамках помощи франчайзи за анализируемый период млн.руб     9,7%                  
9. Потери франчайзера при расторжении договора франчайзинга за анализируемый период млн.руб     2,8%                  
10. Доля расходов на повышение гудвила Франчайзера в общих его затратах на рекламу %     10,5%                  
11. Доля затрат на франчайзинг в общих затратах на рекламу предприятия %     5,2%                  
Итоги номинации     ,
Номер и название критерия (свойства) по дереву на Рис.1 (см.Методику) Единица измерения критериев Браковочное значение Эталонное значение Коэффициент важности (ярусный) (7) (8) (9)
qбр qэт Gi Qi Ki Ki*Gi Qi Ki Ki*Gi Qi Ki Ki*Gi
1.Количество франчайзи у которых за анализируемый период открыто более одной франшизной точки шт     6,3%                  
2.Общее количество франчайзи шт   1 943 8,5%                  
3. Распространенность по регионам (количество городов в которых работают франчайзи) шт город     11,6%                  
4.Количество расторгнутых франшиз за анализируемый период шт     7,2%                  
5. Отношение расторгнутых франшиз к общему их числу за анализируемый период %     8,6%                  
6.Общий объём продаж по франчайзингу за анализируемый период млн.руб 0,7 27 714 20,2%                  
7. Расходы Франчайзера на рекламу франчайзинга за анализируемый период млн.руб     9,4%                  
8.Затраты Франчайзера в рамках помощи франчайзи за анализируемый период млн.руб     9,7%                  
9. Потери франчайзера при расторжении договора франчайзинга за анализируемый период млн.руб     2,8%                  
10. Доля расходов на повышение гудвила Франчайзера в общих его затратах на рекламу %     10,5%                  
11. Доля затрат на франчайзинг в общих затратах на рекламу предприятия %     5,2%                  
Итоги номинации     ,
Номер и название критерия (свойства) по дереву на Рис.1 (см.Методику) Единица измерения критериев Браковочное значение Эталонное значение Коэффициент важности (ярусный) (10) (11) (12)
qбр qэт Gi Qi Ki Ki*Gi Qi Ki Ki*Gi Qi Ki Ki*Gi
1.Количество франчайзи у которых за анализируемый период открыто более одной франшизной точки шт     6,3%                  
2.Общее количество франчайзи шт   1 943 8,5%                  
3. Распространенность по регионам (количество городов в которых работают франчайзи) шт город     11,6%                  
4.Количество расторгнутых франшиз за анализируемый период шт     7,2%                  
5. Отношение расторгнутых франшиз к общему их числу за анализируемый период %     8,6%                  
6.Общий объём продаж по франчайзингу за анализируемый период млн.руб 0,7 27 714 20,2%                  
7. Расходы Франчайзера на рекламу франчайзинга за анализируемый период млн.руб     9,4%                  
8.Затраты Франчайзера в рамках помощи франчайзи за анализируемый период млн.руб     9,7%                  
9. Потери франчайзера при расторжении договора франчайзинга за анализируемый период млн.руб     2,8%                  
10. Доля расходов на повышение гудвила Франчайзера в общих его затратах на рекламу %     10,5%                  
11. Доля затрат на франчайзинг в общих затратах на рекламу предприятия %     5,2%                  
Итоги номинации     ,
Номер и название критерия (свойства) по дереву на Рис.1 (см.Методику) Единица измерения критериев Браковочное значение Эталонное значение Коэффициент важности (ярусный) (14) (15) (16)
qбр qэт Gi Qi Ki Ki*Gi Qi Ki Ki*Gi Qi Ki Ki*Gi
1.Количество франчайзи у которых за анализируемый период открыто более одной франшизной точки шт     6,3%                  
2.Общее количество франчайзи шт   1 943 8,5%                  
3. Распространенность по регионам (количество городов в которых работают франчайзи) шт город     11,6%                  
4.Количество расторгнутых франшиз за анализируемый период шт     7,2%                  
5. Отношение расторгнутых франшиз к общему их числу за анализируемый период %     8,6%                  
6.Общий объём продаж по франчайзингу за анализируемый период млн.руб 0,7 27 714 20,2%                  
7. Расходы Франчайзера на рекламу франчайзинга за анализируемый период млн.руб     9,4%                  
8.Затраты Франчайзера в рамках помощи франчайзи за анализируемый период млн.руб     9,7%                  
9. Потери франчайзера при расторжении договора франчайзинга за анализируемый период млн.руб     2,8%                  
10. Доля расходов на повышение гудвила Франчайзера в общих его затратах на рекламу %     10,5%                  
11. Доля затрат на франчайзинг в общих затратах на рекламу предприятия %     5,2%       ,          
Итоги номинации      

Итоговая таблица

Номинант Итоговый индекс Место в номинации
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Таким образом, тройка лидеров в номинации «Золотая франшиза» включает:

o Первое место -

o Второе место -

o Третье место -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: