Методическая разработка по теме

«Политические институты и процессы».

Обращение к политическим институтам является распространенной традицией в политологии. В начале ХХ века под политическими институтами понимались государственные учреждения, партии, бюрократия. В середине ХХ века политологи отказались от понятия «институт», заменив институциональный анализ структурно-функциональным.

Современные исследователи трактуют институты как «как правила игры в обществе или созданные людьми правила, ограничивающие их взаимодействие» (Д. Норт).

В. Меркель и А. Круассан полагают, что институты – это «относительно долговечные и нормативные образцы социальных связей, которые считаются легитимными и обладают потенциалом для решения проблем и регулирования человеческих отношений».

Значение политических институтов заключается в том, что они, обеспечивая стабильность и порядок, снижают нежелательные издержки взаимодействий между участниками политической жизни.

Принято выделять две группы политических институтов:

Формальные Неформальные
Устойчивая модель взаимоотношений, основывающаяся на формальных правилах, регулирующих отношения в стандартных ситуациях. Это прежде всего правовые нормы. Устойчивая модель взаимоотношений, основывающаяся на неформальных правилах, регулирующих отношения заинтересованных участников политической жизни. Это корпоративные социальные нормы. Неформальные институты формируются в результате взаимодействия «лицом к лицу».

В реальной политической жизни формальные и неформальные институты взаимодействуют между собой, стимулируют изменения.

Современные общества и их политические системы различаются как количеством институтов, так и их композицией.

Покажем на схеме возможные формы политических институтов:

Законодательная власть применительно к России:

СМИ – система учреждений, созданных в обществе для открытой публичной передачи информации с помощью специальных технических средств. Телевидение, радио, пресса, кино, аудиовидеозаписи и т. п.
Лоббизм – целенаправленное воздействие группы интересов на органы власти с целью реализации специфических интересов. По способам влияния: · Легальный · Нелегальный
По целям: · Экономический · Социальный · Социокультурный
По сферам деятельности: · Отраслевой · Региональный
По объектам: · Парламентский · Президентский · Правительственный
Демократический институт представительства и согласования интересов государства, предпринимателей и наемных работников с доминирующей ролью государства как носителя общенациональных интересов  
Корпоративизм и неокорпоративизм – замкнутая группа, монопольно распоряжающаяся определенными ресурсами, выполняющая определенные хозяйственные, административные, военные или политические функции  

Представленные на схеме институты носят в основном формальный характер и отражают формы политической деятельности, способы организации, законы, определяющие структуру политической системы и механизмы осуществления власти.

Функционирование институтов основывается как на убежденности в их необходимости и правомочности (легитимности), так и на угрозе применения и самом применении санкций.

Помимо понятия «политический институт», одной из центральных и весьма специфической категорией политологии является «политический процесс». Понятие «политический процесс» отражает реальные взаимодействие субъектов политики, сложившееся в результате влияния самых разнообразных внутренних и внешних факторов. Политический процесс показывает, как индивиды группы, институты власти со своими интересами, целями, стереотипами, ценностями взаимодействуют друг с другом и государством, реализуя специфические роли и функции. Политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве.

Политический процесс – совокупность действий институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, результатом которых может стать развитие или упадок политической системы общества.

По значимости для общества политические процессы подразделяются на базовые и периферийные.

Первые характеризуют разнообразные способы включения социальных групп в отношения с государством, выработки и принятия политических решений, приемы формирования элиты. В этом случае можно говорить о процессах политического участия, государственного управления (принятие решений, законодательный процесс и др.).

Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления), развитие местного самоуправления и другие связи, не оказывающие доминирующего влияния на власть.

С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами изменяются базовые и периферийные политические процессы. Различают три режима их протекания:

- режим функционирования, не выводящий систему за рамки сложившихся отношений граждан и властных институтов;

- режим развития (адекватная реакция на требования населения и вызовы времени);

- режим упадка (распад политической целостности, утрата легитимности и стабильности).

Вопросы и задания.

  1. Что отражает понятие «политический институт»?
  2. Почему государство является наиболее важным политическим институтом?
  3. Почему на Западе люди чаще всего воспринимают государство и государя как тирана, а на Востоке – как благодетеля?
  4. Какая из описанных в теме теорий происхождения государства, на ваш взгляд, в большей мере отвечает действительности?
  5. Кому должно служить государство: самому себе, группе людей или всему обществу? Аргументируйте свой ответ.
  6. В чем сущностные отличия государства от других политических институтов: политических партий, движений и т.д.?
  7. В чем выражается суверенитет государственной власти на практике?
  8. Какие преимущества имеют граждане государства по сравнению с иностранцами и лицами без гражданства?
  9. Какие функции призвано выполнять государство? От каких факторов зависит возможность их осуществления?
  10. Что понимается под устройством государства?
  11. Чем отличается форма правления от политического режима?
  12. Что отражает понятие «форма государственного устройства»?
  13. Какое государство считается правовым, а какое неправовым?
  14. Чем правовое государство отличается от социального государства? Всегда ли правовое государство автоматически означает социальное?
  15. Какие разновидности политических институтов существуют? Для чего и кем они создаются?
  16. Когда начинают возникать политические партии? Как изменился их облик по сравнению с прошлым?
  17. Назовите признаки партии.
  18. Сравните кадровые и массовые партии по следующим признакам: а) структура партий; б) принципы деятельности; в) характер членства; г) функции партий.
  19. В чем различия революционных, консервативных и центристских партий?
  20. Какие функции выполняют партии в обществе?
  21. Каковы особенности процесса становления современной партийной системы в нашей стране?
  22. Какие подходы к определению политического процесса существуют в политической науке?
  23. Каковы критерии типологии политических процессов?
  24. Назовите особенности современного политического процесса в нашей стране.
  25. Почему политический процесс в России всегда носил преимущественно конфликтный характер?
  26. Назовите факторы, воздействующие на политический процесс в порядке усиления их влияния.
  27. Почему политической традицией России, сохранившейся со времен царства и монархии и дошедшей до наших дней, остается то, что политический процесс разворачивается между ограниченным числом участников?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: