«Политические институты и процессы».
Обращение к политическим институтам является распространенной традицией в политологии. В начале ХХ века под политическими институтами понимались государственные учреждения, партии, бюрократия. В середине ХХ века политологи отказались от понятия «институт», заменив институциональный анализ структурно-функциональным.
Современные исследователи трактуют институты как «как правила игры в обществе или созданные людьми правила, ограничивающие их взаимодействие» (Д. Норт).
В. Меркель и А. Круассан полагают, что институты – это «относительно долговечные и нормативные образцы социальных связей, которые считаются легитимными и обладают потенциалом для решения проблем и регулирования человеческих отношений».
Значение политических институтов заключается в том, что они, обеспечивая стабильность и порядок, снижают нежелательные издержки взаимодействий между участниками политической жизни.
Принято выделять две группы политических институтов:
|
|
Формальные | Неформальные |
Устойчивая модель взаимоотношений, основывающаяся на формальных правилах, регулирующих отношения в стандартных ситуациях. Это прежде всего правовые нормы. | Устойчивая модель взаимоотношений, основывающаяся на неформальных правилах, регулирующих отношения заинтересованных участников политической жизни. Это корпоративные социальные нормы. Неформальные институты формируются в результате взаимодействия «лицом к лицу». |
В реальной политической жизни формальные и неформальные институты взаимодействуют между собой, стимулируют изменения.
Современные общества и их политические системы различаются как количеством институтов, так и их композицией.
Покажем на схеме возможные формы политических институтов:
Законодательная власть применительно к России:
СМИ – система учреждений, созданных в обществе для открытой публичной передачи информации с помощью специальных технических средств. | Телевидение, радио, пресса, кино, аудиовидеозаписи и т. п. |
Лоббизм – целенаправленное воздействие группы интересов на органы власти с целью реализации специфических интересов. | По способам влияния: · Легальный · Нелегальный |
По целям: · Экономический · Социальный · Социокультурный | |
По сферам деятельности: · Отраслевой · Региональный | |
По объектам: · Парламентский · Президентский · Правительственный | |
Демократический институт представительства и согласования интересов государства, предпринимателей и наемных работников с доминирующей ролью государства как носителя общенациональных интересов | |
Корпоративизм и неокорпоративизм – замкнутая группа, монопольно распоряжающаяся определенными ресурсами, выполняющая определенные хозяйственные, административные, военные или политические функции |
Представленные на схеме институты носят в основном формальный характер и отражают формы политической деятельности, способы организации, законы, определяющие структуру политической системы и механизмы осуществления власти.
|
|
Функционирование институтов основывается как на убежденности в их необходимости и правомочности (легитимности), так и на угрозе применения и самом применении санкций.
Помимо понятия «политический институт», одной из центральных и весьма специфической категорией политологии является «политический процесс». Понятие «политический процесс» отражает реальные взаимодействие субъектов политики, сложившееся в результате влияния самых разнообразных внутренних и внешних факторов. Политический процесс показывает, как индивиды группы, институты власти со своими интересами, целями, стереотипами, ценностями взаимодействуют друг с другом и государством, реализуя специфические роли и функции. Политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве.
Политический процесс – совокупность действий институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, результатом которых может стать развитие или упадок политической системы общества.
По значимости для общества политические процессы подразделяются на базовые и периферийные.
Первые характеризуют разнообразные способы включения социальных групп в отношения с государством, выработки и принятия политических решений, приемы формирования элиты. В этом случае можно говорить о процессах политического участия, государственного управления (принятие решений, законодательный процесс и др.).
Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления), развитие местного самоуправления и другие связи, не оказывающие доминирующего влияния на власть.
С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами изменяются базовые и периферийные политические процессы. Различают три режима их протекания:
- режим функционирования, не выводящий систему за рамки сложившихся отношений граждан и властных институтов;
- режим развития (адекватная реакция на требования населения и вызовы времени);
- режим упадка (распад политической целостности, утрата легитимности и стабильности).
Вопросы и задания.
- Что отражает понятие «политический институт»?
- Почему государство является наиболее важным политическим институтом?
- Почему на Западе люди чаще всего воспринимают государство и государя как тирана, а на Востоке – как благодетеля?
- Какая из описанных в теме теорий происхождения государства, на ваш взгляд, в большей мере отвечает действительности?
- Кому должно служить государство: самому себе, группе людей или всему обществу? Аргументируйте свой ответ.
- В чем сущностные отличия государства от других политических институтов: политических партий, движений и т.д.?
- В чем выражается суверенитет государственной власти на практике?
- Какие преимущества имеют граждане государства по сравнению с иностранцами и лицами без гражданства?
- Какие функции призвано выполнять государство? От каких факторов зависит возможность их осуществления?
- Что понимается под устройством государства?
- Чем отличается форма правления от политического режима?
- Что отражает понятие «форма государственного устройства»?
- Какое государство считается правовым, а какое неправовым?
- Чем правовое государство отличается от социального государства? Всегда ли правовое государство автоматически означает социальное?
- Какие разновидности политических институтов существуют? Для чего и кем они создаются?
- Когда начинают возникать политические партии? Как изменился их облик по сравнению с прошлым?
- Назовите признаки партии.
- Сравните кадровые и массовые партии по следующим признакам: а) структура партий; б) принципы деятельности; в) характер членства; г) функции партий.
- В чем различия революционных, консервативных и центристских партий?
- Какие функции выполняют партии в обществе?
- Каковы особенности процесса становления современной партийной системы в нашей стране?
- Какие подходы к определению политического процесса существуют в политической науке?
- Каковы критерии типологии политических процессов?
- Назовите особенности современного политического процесса в нашей стране.
- Почему политический процесс в России всегда носил преимущественно конфликтный характер?
- Назовите факторы, воздействующие на политический процесс в порядке усиления их влияния.
- Почему политической традицией России, сохранившейся со времен царства и монархии и дошедшей до наших дней, остается то, что политический процесс разворачивается между ограниченным числом участников?
|
|