Дисциплина «ПУБЛИЦИСТИКА» VIII семестр

(Ч.1 – Публицистика, ч. 2 – Литературная критика). Экзаменационные вопросы

(в той редакции, что дана в электронной библиотеке ИГУМО. Серым цветом выделены вопросы, исключенные мной из билетов в этом году)

1. Различные подходы к публицистике. Трактовка термина в теории журналистики и литературоведении. Ваше понимание наполнения термина.

2. Многообразие идейно-тематических и функциональных сфер публицистики. Публицистика и журналистика: система отношений*.

3. Аналитическое и художественное начала в публицистике: особенности взаимодействия*.

* Вопросы 3-4 в билетах слиты в один.

4. Особенности публицистического образа. Эстетические функции слова в публицистике.

5. Суть публицистичности. Полемическая природа публицистики. Особенности языка публицистического произведения. Убеждающее воздействие публицистики. Анализ примеров.

6. Публицистика 2-й половины 18 века.

7. Мастерство Пушкина-публициста и полемиста.

8. «Философические письма» П.Я. Чаадаева: основные идеи, природа критицизма, религиозно-философская направленность. Чаадаев и западничество.

9. Н.В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями» как публицистическое произведение: проблематика, жанрово-композиционные особенности. Нравственно-религиозная природа гоголевской книги. Особенности публицистического стиля Гоголя*.

10. Н.В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями». Главы «Нужно любить Россию», «Страхи и ужасы России»: основные идеи, противоречия между картиной действительности и путями разрешения её проблем. Положительная программа Гоголя*.

11. Н.В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями». Главы «Что такое губернаторша». «Русской помещик»: основные идеи, вызвавшие возмущение Белинского. Гоголь и славянофилы*.

*Вопросы 9-11 в билетах слиты в один вопрос.

12. «Письмо к Гоголю» В.Г. Белинского как образец публицистического произведения и документ эпохи.

13. А.И. Герцен-публицист.

14. «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского. Жанрово-композиционные особенности. Проблемно-тематическое наполнение, ведущие идеи, принципы их художественно-публицистического воплощения.

15. Религиозно-философская публицистика Л.Н. Толстого, место в ней «Исповеди».

16. Статьи Л.Н. Толстого «Не могу молчать», «Стыдно»: проблематика, синтез художественного, публицистического и философского начал.

17. Книга А.П. Чехова «Остров Сахалин»: жанр, композиция, ключевые идеи, особенности проявления позиции и приемов убеждения.

18. Публицистика начала 20-го века. Анализ знаменательных произведений (по выбору студента).

19. Горький-публицист. Отражение революционных событий в книге «Несвоевременные мысли».

20. Отражение революционных событий в публицистике И.А. Бунина (на материале «Окаянных дней»).

21. «В.И. Ленин» («А.П. Чехов») Горького как образец портретного очерка.

22. Особенности публицистики периода Великой Отечественной войны. Анализ произведений («Наука ненависти» М. Шолохова, «Родина» А. Толстого, «Письма к товарищу» Б. Горбатова и др.).

23. Мастерство И. Эренбурга-публициста (на примере произведений периода Великой Отечественной войны). Реализация публицистических возможностей памфлета в цикле «Бешеные волки».

24. Публицистика А.И. Солженицына: основные произведения, нравственно-философская платформа писателя, связь с творчеством. Анализ эссе «Жить не по лжи» (дополнительно: «Раскаяние и самоограничение…»).

25. Тема интеллигенции в сборнике «Вехи». Советская интеллигенция, её прошлое и настоящее в статье А.И. Солженицына «Образованщина».

26. Отечественная публицистика 1950-1980-х годов.

27. Отечественная публицистика периода перестройки и гласности.

28. Анализ книги Ю. Щекочихина «Забытая Чечня».

29. Отечественная публицистика на современном этапе: жанровые и стилевые тенденции*.

30. Отечественная публицистика сегодня: анализ произведений (по выбору)*.

*Вопросы 29-30 в билетах слиты в один.

31. Система художественно-публицистических жанров.

32. Очерк как художественно-публицистический жанр. Разновидности очерка. Примеры (на пройденном материале).

33. Эссе как художественно-публицистический жанр. Примеры (на пройденном материале).

34. Сатирические жанры публицистики. Черты общности и различий в фельетоне и памфлете. Примеры памфлета в отечественной публицистике.

35. Фельетон как художественно-публицистический жанр. Принципы художественной организации. Фельетон в типологическом аспекте.

36. Жанр фельетона в русской публицистике. Анализ одного из примеров.

37. Слово как художественно-публицистический жанр. Принципы художественной организации. Примеры.

38. Открытое письмо как художественно-публицистический жанр. Анализ примеров

Контрольные вопросы (литературная критика)

1. Назначение литературной критики. Литературная критика как многоаспектное явление.

2. Литературная критика как явление журналистики.

3. Литературная критика и публицистика: общность и своеобразие творческих принципов и методологии.*

* Вопросы 2 и 3 слиты в билетах в один вопрос.

4. Универсальные принципы литературной критики.

5. Методологические ошибки, недопустимые в текстах литературной критики.

6. Литературная критика как тематическая сфера художественной критики.

7. Жанровая система литературной критики. Современные тенденции.

8. А.С. Пушкин – литературный критик и редактор.

9. Н.В. Гоголь – литературный критик.

10. Творческий метод Белинского, место критика в истории русской литературы и общественной мысли. Периодизация творчества. Борьба Белинского за реализм («верность действительности») и «народность», траектория их осмысления.

11. Оценка Белинским творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

12. Борьба Белинского за «гоголевское» направление в литературе и натуральную школу, ее проявление в статьях «Взгляд на русскую литературу1846 года», «Взгляд на русскую литературу1847 года».

13. Принцип «эстетической критики». Дискуссии с представителями демократического лагеря, позиции в них. Литературно-критическая деятельность Дружинина, Боткина, Анненкова: ключевые статьи и суждения.

14. Идейно-эстетическая концепция почвеннической критики. Ф.М. Достоевский – критик. Принципы «органической критики» А. Григорьева, их проявление в оценке произведений Островского и Тургенева. Статьи Н. Страхова о Л. Толстом.

15. Н.Г. Чернышевский - критик и публицист. Публицистический характер критики, выдвижение на 1-й план социальной проблематики. Анализ статей «Русский человек на rendez vous», «Не начало ли перемены».

16. Принципы «реальной критики» Н.А. Добролюбова. Анализ содержания статей «Темное царство», «Луч света в темном царстве».

17. Анализ содержания и методологии статей Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», «Когда же придет настоящий день?».

18. «Разрушитель эстетики» Д.И. Писарев, его борьба против «чистого искусства» за общественно значимые произведения. Тенденции утилитаризма. Проявление вульгарного материализма в творчестве Писарева.

19. Литературная критика рубежа 19-20 веков. Основные направления. Отражение эстетической платформы символистов в литературной критике (Д. Мережковский, В. Брюсов, А. Белый, А. Блок).

20. Литературная критика рубежа 19-20 веков. Основные направления. Марксистская критика. Литературно-критическая деятельность М. Горького, ее связь и расхождения с марксистской критикой8.

*Вопросы 19-20 слиты в один вопрос.

21. Идея создания классово чистой пролетарской культуры и литературы, подходы к ее осуществлению в теориях Пролеткульта и деятельности РАППа. РАПП: история, ведущие критики, идеология вражды и нетерпимости, одномерность классового подхода к литературе. Полемика журналов «На посту» и «Красная новь», ее философско-эстетический и социально-политический смысл.

22. Периодизация истории отечественной литературной критики, ее связь с социальной историей.

23. Отражение в литературе и литературной критике настроений «оттепели». Журнал «Новый мир» и его литературно-критический отдел: важнейшие эстетические установки, ведущие критики.

24. Литературная критика 1970-1980-х годов, преодоление в ней атмосферы застоя.

25. Литературная критика периода перестройки и гласности. Ведущие критики, их позиция. Острота идейно-эстетических дискуссий, поляризация взглядов как отражение остроты проблем прошлого и будущего российской культуры. Кризисные явления в критике 1990-х годов.

26. Литературная критика конца 20 – начала 21 века. Основные тенденции и проблемы.

27. Взаимодействие литературной критики и СМИ на современном этапе. Литкритика на страницах печати. «Толстые» журналы: традиции, формы освещения литературного процесса.

28. Отражение литературного процесса в изданиях общего интереса.

29. Формы литературной критики на страницах специализированных газет о культуре и литературе («Литературная газета», «Культура», «Книжное обозрение», приложение к «НГ»).

30. Рецензионные журналы «Читаем вместе», «Что читать»: анализ концепций изданий.

31. Ведущие современные отечественные критики (Л. Аннинский, П. Басинский, Л. Данилкин, А. Немзер, И. Роднянская, А. Латынина, А. Гаврилов и др.). Черты творческого своеобразия.

32. Аннотация как жанр литературной критики.

33. Рецензия как жанр литературной критики.

34. Обзор и обозрение.

37. Эссе как жанр литературной критики и форма высказывания. Авторская колонка.

35. Рекламная функция литературной критики: новые формы проявления, плюсы, минусы, опасности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: