Разработка бюджетов
Бюджет – это план, представленный в денежном выражении на определённый период времени для определённой сферы деятельности организации или всей организации.
Значение бюджета
1. Бюджет связывает деятельность с долгосрочными целями. В организации можно выделить два уровня деятельности: стратегический и операционный и соответственно два уровня целей: стратегические и операционные цели.
Старшие менеджеры планируют на долгий срок вперёд, преследуя стратегические цели. Для линейных менеджеров масштаб времени уменьшается, и цели становятся более конкретными
Бюджеты, как и планы, разрабатываются для операционного уровня деятельности.
Следовательно, эффективность управления предприятием повышается за счет координации долгосрочных и краткосрочных целей его развития.
2. В бюджете, как и в плане, определена деятельность, которую необходимо осуществить для достижения поставленной цели, что позволяет заблаговременно определить, насколько предполагаемая деятельности соответствует целям предприятия.
|
|
Например, За цифрами дохода или выручки должен стоять опыт деятельности, исследования и планы маркетинга, показывающие, как можно получить запланированную выручку, а персонал, который осуществляет продажи, должен знать, что от него требуется.
3. Для разработки плана необходимо определить и упорядочить действия и определить необходимые ресурсы. В бюджете указаны ресурсы, необходимые для достижения цели, что предотвращает неэффективное использование ресурсов, и позволяет своевременно оценить, насколько показатели финансового плана соответствуют внутренним возможностям предприятия и условиям внешней среды;
Например, За цифрами заработной платы стоит реальная оценка того, какое количество сотрудников будет осуществлять деятельность и как эта деятельность должна оплачиваться.
Те, кто отвечает за закупки, должны знать, что именно следует закупать, придерживаясь при этом установленных ограничений.
Бюджет дает ясное представление о финансовых планах организации, разъясняя персоналу направление его деятельности.
Т.о. в бюджете определена деятельность, которую необходимо осуществить для достижения поставленной цели и указаны ресурсы, необходимые для достижения цели.
Фактор времени
Бюджет связан с конкретным периодом. Выбор отчетного периода исполнения бюджета может зависеть от ряда факторов, таких как
- характер организации,
- продолжительность операционных или торговых циклов,
- надежность прогнозов.
Самым распространенным и удобным для контроля периодом является один год. Он соответствует установленному законом требованию к компаниям и органам государственной власти составлять годовую отчетность. Для внутреннего контроля год может быть разделен на меньшие отчетные периоды: квартал, месяц.
|
|
Все больше организаций готовят примерный долгосрочный финансовый план, который рассчитывается на несколько лет. Некоторые крупные компании и государственные структуры имеют непрерывный план на три, пять или даже десять лет.
Составление бюджетов помогает планировать работу на перспективу с целью решения поставленных задач и достижения желаемых результатов.