3.1. Стратегический план исследования
План исследования называется стратегическим, поскольку определяет общую стратегию исследования и соответствующий этой стратегии вид исследования. Выбор стратегии зависит от объема информации об объекте и предмете, от характера поставленных целей и задач, степени разработанности и содержания гипотез.
Возможны четыре варианта стратегического плана: разведывательный, описательный, аналитический и экспериментальный.[1]
При отсутствии достаточной информации об объекте и предмете и невозможности вследствие этого выдвинуть какие-либо гипотезы составляется разведывательный (поисковый) план, который предполагает следующие этапы исследования:
1) изучение имеющейся литературы по теме исследования, статистических и других документальных источников;
2) экспертный опрос методом свободного интервью специалистов в данной области – ученых и практиков (это необходимо для получения дополнительной информации, уяснения проблемы);
3) проведение неконтролируемого наблюдения на изучаемом объекте;
|
|
4) разработка программы последующего исследования, содержащей четкую постановку проблемы, цели и задачи, обоснованные описательные гипотезы.
Разведывательное исследование не следует путать с пилотажным (пробным), которое проводится для проверки методики исследования на основе полной программы и с использованием детально проработанного инструмента.
Если социолог обладает достаточной информацией для выдвижения описательных гипотез, соответствующих цели и задачам исследования, то работа должна осуществляться по описательному плану. В этом случае основными этапами исследования являются:
1) проведение сплошного или выборочного опроса методом анкетирования или стандартизированного интервью, в качестве дополнительных методов сбора информации могут использоваться контролируемое наблюдение и (или) анализ документов;
2) получение простых (итоговых) распределений, группировка и корреляционный анализ эмпирических данных;
3) классификация данных в соответствии с поставленными задачами, описание структуры изучаемого явления, его существенных свойств, установление функциональных зависимостей, связей между переменными, проверка описательных гипотез и выдвижение объяснительных гипотез.
При формулировании объяснительных гипотез разрабатывается аналитический план. Завершающим этапом аналитического исследования в отличие от описательного является установление причинно-следственных связей в социальном объекте, не только фиксирование существующих зависимостей, но и объяснение причин, обусловливающих его функционирование и развитие.
Разновидностью аналитического плана является экспериментальный план. Отличие состоит в том, что методом сбора информации и проверки объяснительных гипотез служит социальный эксперимент.