І. Лакатос та концепція внутрішньої єдності доказів та спростування

Имре Лакатос (1922-1974), английский последователь (венгерского происхождения) методологического фальсификационизма, как и Т.Кун, не ограничился критикой положений логического позитивизма, а по­пытался построить развернутую концепцию научно-познавательной деятельности. В центре ее стоит понятие исследовательской програм­мы, основанной на внутреннем единстве логики доказательств и опровержений. Осуществляя логическую реконструкцию реального процесса научного познания, И. Лакатос пришел к выводу, что он про­текает в форме движения от «наивной догадки» (правильной в отно­шении весьма простых случаев) к достаточно сложной формуле, охва­тывающей большой спектр объектов. Внутренним механизмом такого движения выступает критический анализ имеющейся исходной гипотезы (наивной догадки) через попытки ее доказательства с помощью мысленного эксперимента с идеальным объектом, в отношении кото­рого сформулирована исходная гипотеза. При этом появляются локаль­ные или глобальные контрпримеры, противоречащие исходной гипо­тезе. Именно они выступают тем оселком, на котором оттачиваются знания.

И. Лакатос обосновывает возможность трех способов действия (трех «стратигем») в этой кризисной ситуации.

1. Метод устранения «монстров», при котором первоначальная ги­потеза (наивная догадка) сохраняется за счет такого переопре­деления ее терминов, что контрпример истолковывается как па­тологический случай (монстр), который не ставит под сомнение саму догадку. Это скорее оборонительная, нежели наступатель­ная стратегия, так как мы закрываем путь для дальнейшего со­вершенствования знания за счет его распространения на более сложные случаи.

2. Метод устранения исключений — выявление условий, ограни­чивающих область применения гипотезы, т. е. первоначальное предположение не отбрасывается, а уточняется, но это уточнение носит внешний характер по отношению к сути самого доказатель­ства в форме мысленного эксперимента.

3. Метод включения лемм, заключающийся в уточнении исходной формулировки гипотезы путем включения в нее в качестве огра­ничивающего и конкретизирующего условия тех неявных по­сылок, пренебрежение которыми в «наивной» (слишком общей и неконкретной) формулировке и порождает возможные контрпри­меры. Открытие здесь не идет ни вниз, ни вверх, но следует по зиг­загообразному пути: толкаемое контрпримером, оно движется от наивной догадки к предпосылкам и потом возвращается назад, чтобы уничтожить наивную догадку и заменить ее теоремой. Таким образом, подлинная методология, по Лакатосу, не должна быть ни индуктивистской, ни односторонне дедуктивистской. Она должна исследовать конструктивные процессы обогащения, развития содержания научного знания и вырабатывать соответствующие нормы, приемы, способы исследования. Противоречие между выдвинутыми положениями и контрпримерами выступает стимулом для «включе­ния» критико-рефлексивной установки по отношению к сложившей­ся познавательной ситуации, выявления ее скрытых (неявных) посы­лок, что, в свою очередь, ведет к запуску конструктивной творческой деятельности мысли по преодолению сложившейся кризисной ситуа­ции путем выхода за ее пределы, расширения познавательного гори­зонта и, наконец, формулирования более богатого, полного и глубоко­го содержания мыслимой реальности.

Так И. Лакатос реализует в своих ранних работах концепцию внут­реннего единства логики доказательства и опровержения, логики от­крытия и опровержения. Он считал свой подход завершающим эта­пом в развитии фальсификационизма и настаивал на том, что нужно отказаться от теоретической модели К. Поппера, в которой за выдви­жением некоторой гипотезы должна обязательно следовать ее провер­ка на опровержимость. Ни один эксперимент не является решающим и достаточным для опровержения теории. Исходным пунктом должно быть не установление фальсифицируемости гипотезы, а выдвижение исследовательской программы.

Исследовательская программа — теория (вернее, серия теорий раз­ного уровня), способная защищать себя при столкновении с контрпри­мерами. В программе выделяется «твердое ядро» (основные принци­пы или законы) и «защитные пояса», которыми ядро окружает себя в случае столкновения с эмпирическими затруднениями.

Например, законы И.Ньютона образуют ядро построенной им ис­следовательской программы, столкнувшейся с контрпримером, — рассчитанная по этим законам орбита планеты Уран отличалась от той, которую фиксировали астрономические наблюдения. Означало ли это, что следовало отбросить эти законы? Отнюдь нет. Астрономом Леверье было сделано дополнительное предположение (защитный пояс) о существовании еще одной планеты в Солнечной системе, и через год эта планета (Плутон) была обнаружена. Если бы эта гипотеза не под­твердилась, придумали бы другую. Таким образом, теория никогда не фальсифицируется, а вытесняется другой, лучшей.

И. Лакатос полагает, что исследовательская программа с внешней стороны проявляется как серия теорий, последовательность которых задает ядро исследовательской программы. На основе того, имеется ли прогресс в решении проблем серией теорий конкурирующих ис­следовательских программ, их можно оценивать, сравнивать и гово­рить о точке насыщения той или иной исследовательской программы. Объектом методологического анализа и соответственно оценки эффек­тивности являются сравнительные объяснительно-предсказательные возможности серий теорий, имеющих общее ядро. Отдельные поло­жительные и отрицательные примеры по отношению к отдельной тео­рии мало что значат для ее оценки.

И. Лакатос нарисовал достаточно широкую картину логической ре­конструкции, истолкования исторического процесса познания в фор­ме взаимодействия различных исследовательских программ, линий развития знания, отправляющихся от исходного основания (твердого ядра) и предполагающих в качестве механизма своей регуляции нега­тивные и позитивные эвристики. Первые носят скорее оборонитель­ный характер и направлены на сохранение твердого ядра программы при столкновении с контрпримерами; вторые (наступательные) учат тому, как развивать исследования в рамках программ, как совершен­ствовать теории, создаваемые на основе данной программы, каким ис­пытаниям нужно подвергнуть для этого принятые утверждения.

Исследовательская программа может быть либо прогрессирующей (если теоретический рост предвосхищает рост эмпирический и про­грамма с успехом предсказывает новые факты), либо регрессирующей (если новые факты появляются неожиданно, а программа дает им за­поздалые объяснения). Если одна из конкурирующих программ про­грессивно объясняет больше, чем другая, то первая вытесняет вторую. Главное, по И. Лакатосу, — это внутреннее единство тенденций оправ­дания и опровержения исходных предположений, которое определяет непрерывность развития наук, обогащение и конкретизацию исходного содержания, выведение одних форм знания из других под влиянием противоречий самого познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: