Тема 2. Мораль как общественное явление

Кафедра философии и политологии

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

философии и политологии

доктор филос. наук,

профессор

полковник полиции

__________ Денисова Л.В.

7 ноября 2011 г.

Денисенко С. В.

Тема 2. МОРАЛЬ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Фондовая лекция по дисциплине «Профессиональная этика»

Время –2 часа

Специальности: 030501.65 Юриспруденция;

030505.65 Правоохранительная деятельность;

080105.65 Финансы и кредит

Омск 2011

Рецензенты:

Щеглов А.В. – кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры

профессиональной этики и эстетической культуры Московского университе-

та МВД России;

Попов Д.В. – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии ОмА МВД России.

Лекция по дисциплине «Профессиональная этика» обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и политологии 07.11.2011 г., протокол № 3.

План лекции:

Введение (1-2мин).

  1. Сущность морали. (20 мин)
  2. источники морали
  3. общечеловеческий характер морали
  4. Социальные функции морали.
  5. Структура морали.
  6. Этика- наука, изучающая мораль
  7. Выводы. (2 мин)

Задачи лекции:

Утвердить многоаспектность моральных проявлений в жизни личности и общества.

Сконцентрировать внимание на нравственном облике современности, в которой реализуется профессиональная деятельность сотрудника ОВД;

Активизировать моральные установки личности через сравнительный анализ в ходе лекции.

Вступительное слово: Говорить о морали в курсе этики – естественно, но сформировать в сознании четкие контуры морали - задача сложная. Нет морали абстрактной, есть мораль, окружающая нас сегодня. Мораль современного российского общества многогранна. Отсутствие единой моральной позиции, мода на множественность – плюрализм моральных взглядов очень осложняют поиск собственной моральной позиции. Для сотрудника милиции особенно важно понимать общую моральную ситуацию, сложившуюся в обществе и ее истоки. Не потерять себя в многообразии моральных установок, четко осознать собственную моральную позицию мы постараемся в ходе лекции.

Содержание лекции

Вопрос 1. Сущность морали:

Мораль – многогранное явление, совершенно нематериальное по своей сущности. Мораль идеальна. Но при этом именно мораль составляет содержание наибольшего количества событий человеческой индивидуальной и общественной жизни. Она создает смысл любви и ненависти, дружбы и предательства, ответственности и безалаберности. Существует выражение «читать мораль», означающее попытку прояснения именно морального содержания человеческих поступков со стороны старших – младшим или руководителей – подчиненным. Существует представление о том, что читать мораль – занятие неблагодарное и даже напрасное. Именно сегодня нам предстоит выяснить основные черты морали как общественного явления, ибо там, где есть, даже один человек, уже присутствуют моральные нормы. В обществе двух людей выражение нормы становится доступным для наблюдения и анализа. А там, где профессиональная деятельность связана с общественными отношениями, она напрямую обращается к моральным отношениям людей и становится их результатом.

МОРАЛЬ – форма общественного сознания, совокупность правил, принципов и норм, которыми люди руководствуются в своем поведении.

Мораль регулирует поведение человека наряду с его жизненными и психологическими потребностями во всех без исключения сферах его общественной жизни: в труде, семье, быту, в политике и искусстве.

Нормы поведения существуют в любом обществе, они регулируют поведение участников каждого объединения, цели, пути их достижения и оценку, полученную от окружающих. Именно мораль – самое древнее выражение человеческого сознания, воли отдельного человека, его личного выбора и соотношения с волей человечества.

Мораль биологически не обусловлена ничем: ученые не нашли в нашем организме ни одного органа, предназначенного для выработки и выполнения моральных норм. Нельзя считать таким органом и мозг человека: при одинаковом его устройстве, моральные представления людей представляют собой огромную вариацию оттенков, а у наиболее продвинутых представителей человечества именно моральные аспекты поведения оценивались как негативные. Напротив, не совсем здоровые в физическом и душевном смысле люди проявляли и могут проявлять подлинные образчики милосердия и нравственности.(роман «Идиот», князь Мышкин)

Мораль оценивается как феномен общественной, культурной жизни индивида и общества. Формирование моральных представлений человека не произошло мгновенно. Мораль формировалась в ходе многолетнего, векового:

· выделения человека из мира животных,

· выживания людей в коллективном труде и совместном проживании

· развития общественных отношений.

Первым проявление морали, как формы общественного сознания, обозначенной в определении морали стала система табу (запретов) на определенные виды пищи, сексуальных отношений, общения в роду. Нарушение табу строго каралось общиной. С ходом времени на основе табу сложились обычаи и традиции. Они опирались на общественное мнение, распространялись на членов данной общины в регулировании наиболее важных процессов: рождения, брака, смерти, войны и т.д. Отдельный человек не имел своих личных моральных убеждений, он ориентировался на нравственные представления общины. Усвоение норм поведения велось на основе подражания, а восстановление нарушенных норм через нанесения аналогичных действий нарушителю. Именно оттуда донеслось через века представление «око за око, зуб за зуб». Позже оно получило название «правило Талиона», или «Принципа Воздания», означавшего нанесение равного ущерба. Данный вопрос был рассмотрен вами в курсе «Теория государства и права» в прошлом семестре.

Именно с осмысления появления морали начинается осмысление её сущности. Многообразие вариантов, объясняющих происхождение морали столь велико, что можно представить три основных варианта объяснения появления морали, а, значит, и смысла её существования.

Вариант объяснения происхождение и объяснение сущности морали
  Эволюционно-генетический Мораль инстинктивно присуща человеку, облегчая его выживание через учет потребностей других людей. Источником морали является врожденный инстинкт выживания. Чарльз Дарвин: «Мораль - удивительное чувство привязанности к детенышу в минуты опасности, сохранение своего рода». Кропоткин П.: «Привычка ограничивать свою самость волею других людей – проявление социального инстинкта» Э. Фромм: «Мораль врожденно присуща человеку для сохранения его психической и эмоциональной целостности, для сохранения его от распада, для поиска лучших условий жизни»
  Религиозно-богословский Все мировые религии устанавливают рамки поведения человека. Источником моральных норм является БОГ, его Божественная воля и предопределение. Соловьев В.С. «Происхождение морали – реакция духовного начала против подавления и поглощения со стороны низших сил: плотской похоти, эгоизма, низменных страстей. Способность к этому противостоянию и делает человека нравственным». Христианская мораль (например, в такой ценности как «смирение»), конфуцианские моральные ценности («ли»- нормы поведения, без которых нет правильного общественного устройства, противоположность – «ЦИ»)– все является религиозной трактовкой морали
  Социально-исторический   Мораль – исторически обусловленный и развивающийся способ общественной регуляции. Источник: потребность и способность к совместной жизни, формирование в психике людей способности к сопереживанию, сочувствию, стыду. Обязательность таких нравственных требований как регулирование трудовых отношений (справедливость, взаимопомощь), регулирование семейно-брачных отношений и укрепление единства рода. Мораль, таким образом, зависит от способа общественного устройства, в связи с этим рассматривают: мораль первобытно-общинного общества, мораль рабовладельческого общества, мораль буржуазного и социалистического общества.

Таким образом, источниками морали становятся: привычки, традиции, устоявшиеся в данном сообществе, высшие ценности, свойственные религиозным системам, и устойчивые общественные отношения.

Общечеловеческий характер морали: мораль носит общечеловеческий характер, что также являет сущность морали. Размышления о поведении людей в обществе не имеют границ в пространстве и времени. Каждая эпоха и народ породили легенды, сказы, образы наилучшего, желательного поведения своих представителей. Борьба человека со злом в самом себе, развитие в самом себе добра, умножение блага в обществе содействует развитию всего человечества. Мораль объединяет людей вне времени и пространства, не делая различий по профессии, возрасту, национальности. Этот великий потенциал человечества нашел выражение в основных принципах морали, являющихся критериями, измерителями человеческих отношений, поступков, намерений людей. Сущность морали, наряду с представлениями о её возникновении составляют вечные моральные ценности, общечеловеческие начала взаимоотношений людей. Это принципы гуманизма, справедливости, коллективизма. Находясь у всех на слуху, особенно в переломные национальные времена, соответствие этим принципам становится мерилом морали человека и общества.

Гуманизм – признание человека высшей ценностью. Это человечность, любовь к людям, защита человеческого достоинства и права на развитие, счастье. С этой точки зрения – профессия сотрудников правоохранительных органов абсолютно гуманна, а, значит - моральна. Принцип гуманизма играет особую роль именно во взаимодействии милиции с гражданами. Гуманность правоохранительной деятельности – есть сама её суть. Направленная на борьбу со злом, на предупреждение зла в обществе, правоохранительная деятельность использует разнообразные средства, в том числе в возможности исправления, искупления вины теми, кто нарушил закон, пренебрег уважением человеческого достоинства. Гуманность может быть усмотрена даже в наказании. Гуманизм проявляется в таком правовом явлении как конкуренция норм права. При наличии смягчающих обстоятельств выбирается более мягкое наказание (Ст.41, 108 УК), используется норма со смягчающими обстоятельствами.

Золотое правило «делай другому все то, что сам себе хотел бы от других» –гуманно, милосердно. Милосердие предполагает справедливость, а справедливость требует милосердия и различные проявления одного и того же. Недостаток милосердия, пренебрежение к интересам отдельных людей или целых групп часто оценивается как антигуманность и несправедливость. Принцип гуманности является ведущим началом в таких важнейших для сотрудника ОВД текстах, как Присяга и Кодекс чести рядового и начальствующего состава сотрудников ОВД Российской Федерации

Справедливость – наиболее социально активный принцип морали. Характеризует отношение между людьми, с точки зрения распределения блага материального и духовного. В самом общем виде справедливость - это соответствие человеческих отношений, действий и поступков моральным нормам, включающее равное воздаяние за определенное деяние. Часто понимается как воздаяние, адекватное деянию. Справедливость – один из основных общечеловеческих идеалов, во имя которого совершались все социальные революции. Справедливость моральная проявляется в ответственности людей друг перед другом, в равенстве людей. О справедливости говорит Золотое правило нравственности «Не делай другому, ничего такого, чего не хочешь получить от других».

Для современного общества не менее важна справедливость правовая, закрепленная в нормах права, ставшая сегодня конкретным социальным рычагом в демократических обществах. Понимание справедливости как основного принципа человеческих отношений претерпело многочисленные перемены. Принцип справедливости заставляет людей искать механизмы его воплощения в различных эпохах и обществах. В современном обществе справедливость включает в себя уравнительный и воздающий элементы, в т. ч. материальное и организационное воздаяние (распределение благ, наказание за преступление). Справедливым признается наличие равенства, как важнейшего условия жизни человека и развития его личности, выраженного в существовании равных прав всех людей, закрепленных законом. Размышления о справедливости как основе морали и права встречаются достаточно широко.

Рекомендую обратить внимание на сборник материалов международной научной конференции «Онтология и аксиология права», Омск, 2003, 2005, 2007 и статьи: Денисовой Л.В «Справедливость как базовая ценность права», там же С.44; Денисенко С.В. Справедливость как социально-преобразующий проект личности, там же. С.219. К ценности принципа справедливости мы обращаемся постоянно, в т.ч.обратимся и на следующей лекции, при рассмотрении основных категорий этики.

Коллективизм – моральный принцип, сознательное стремление содействия всеобщему благу, противоположно индивидуализму. Первоначальное представление о том, что в одиночку тяжелее выжить, прочно существует в нашем сознании. Врожденная мечта человечества о счастье для всех, об отсутствии корыстных умыслов и дружное единение – таковы основы коллективизма- основы бескорыстной помощи одного человека другому. Мечта человека «Один за всех и все ха одного!» нашел свое воплощение не только в мушкетерских романах А.Дюма. Особенно важен коллективизм в тех видах деятельности, в которых требуется дать отпор врагу

Единство человеческого взаимодействия в достижении общей цели, взаимовыручка и взаимопомощь особенно важны служебных коллективах ОВД, не случайно являются их признанными достоинствами. Умение личности работать в коллективе, не теряя при этом себя – показатель моральной культуры личности. Коллективное начало в службе ОВД – одна из сильных сторон профессиональной морали была рассмотрена нами в теме №4 «Этика межличностного общения в служебном коллективе»

В русском народе существовало еще и понятие «соборность» - духовное единение, имеющее важное этическое значение, проявляющее именно в коллективизме. Смысл коллективизма как принципа морали выражает и понятие «солидарность» – внутреннее единство людей, выраженное в самоощущении «МЫ», непосредственное выражение поступков людей, искренне заинтересованных друг в друге. Эгоизм, наоборот, выступает противоположностью коллективизма, антиподом этого принципа морали.

Таким образом, мораль носит общечеловеческий характер. Сущность морали, наряду с различными представлениями о её возникновении, составляют общечеловеческие начала взаимоотношений людей, ставшие вечными моральными ценностями. Это принципы гуманизма, справедливости, коллективизма.

Структура морали: моральная деятельность, моральные отношения, моральное сознание.Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное – аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.
Бесцельно искать точное определение сущности морали, это безуспешно пытались сделать еще в древности. Можно лишь обозначить основной каркас понятий, которые «складывают» эту науку.

1. Моральная деятельность – важнейший и определяющий компонент морали, проявляющийся в поступках. Поступок, или совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о ее подлинной моральности. Таким образом, только деятельность и реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание у нее подлинной моральной культуры. Поступок в свою очередь содержит три компонента:
- Мотив, - нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же мотивация, - совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе, индивида совершающего поступок. Например, …Два приятеля, работники Кислородного завода, сидели у испарителя. Стояло жаркое лето. Один из них сказал: «Хорошо бы сейчас охладиться!». Другой быстро отвернул заслонку, в результате чего сказавший, был заживо заморожен, вырвавшимися парами кислорода.
Казалось бы, в данном случае нет прямых побуждений к совершению преступления, и здесь преступный результат не совпадает с мотивами и целями действия. Здесь мотивация, является на первый взгляд, неадекватной совершенному деянию. Это деяние, скорее можно назвать безмотивным, однако «свернутость мотива», его ситуативная обусловленность не означает его отсутствия. В данном импульсном действии не было преступной цели и соответствующего мотива, но здесь сработала стереотипная готовность действовать легкомысленно, бездумно, под влиянием отдельных изолированных представлений.

- Результат – материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение.
- Оценка окружающими, как самого поступка, так и его результата и мотива. Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его значением для того или иного человека, людей, коллектива, общества и т.д.
Следовательно, поступок это не всякое действие, но действие субъективно мотивированное, имеющее для кого-либо значение и потому вызывающее к себе определенное отношение (оценку). Поступок может быть моральным, аморальным или внеморальным, но, тем не менее, поддающимся оценке. Например,... поднять подразделение в атаку морально, но если атака безрассудна и приведет к бессмысленной гибели, то этот поступок не только аморален, но и преступен.
2.Моральные (нравственные) отношения – отношения, в которые вступают люди, совершая поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, желания) и объективного (нормы, идеалы, нравы) с которыми приходится считаться, и которые имеют для индивидов императивный характер. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем возлагают на себя моральные права. Устойчивые нравственные отношения присущи стабильному состоянию общества, социальной группы, профессионального коллектива и т.д. В целом установившаяся система моральных отношений лежит в основе морально психологического климата определенной социальной группы(служебного коллектива). Нравственные отношения в служебном коллективе подразделяются в свою очередь,на 3 уровня:

· Субординированные отношения- отношения между начальниками и подчиненными.

· Отношения между коллегами.

· Отношения с гражданами.

В каждой правоохранительной структуре и в определенной степени в каждом служебном коллективе эти формы отношений приобретают свой характер и формируются опять- таки по принципу диалектического сочетания общего, особенного и отдельного. Общее и в значительной части особенное определяется служебными документами: уставами, приказами, служебными инструкциями и т.п.(в частности, в органах внутренних дел Кодексом чести, приказом МВД «О вежливом и внимательном обращении с гражданами» и пр.), а отдельное и некоторая часть особенного вырабатывается в процессе служебного опыта того или иного коллектива, причем значительную роль здесь играет командно- воспитательная деятельность и личный опыт руководителя коллектива и работников воспитательного аппарата. Именно служебный опыт- опыт взаимной деятельности в процессе решения служебных задач подсказывает формы нравственных отношений, которые невозможно предусмотреть никакими инструкциями.

3.Моральное сознание – включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения. Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку, порождающие нравственные чувства: стыд, укоры совести и раскаяние.

Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов, традиций и идеалов.

Моральное сознание порождается потребностями общественного развития- прежде всего потребностью в регуляции общественной жизни и их взаимоотношений- и призвано обслуживать эти потребности. Будучи формой отражения действительности, моральное сознание, как и другие формы общественного сознания, может быть истинным или ложным, критерием его истинности служит практика.

Моральное сознание, моральные знания носят обязательный характер. Мы можем себе представить человека (и не подвергаем его суровому осуждениям), который и не обладает знанием философии, далек от политики, не разбирается в искусстве, не интересуется религиозными проблемами, но дико и нелепо обнаружить, что человек не обладает моральным сознанием и не имеет ни каких знаний об этических нормах и принципах, не обладает своей системой ценностей, не испытывает моральных побуждений.

Следует отметить, что на практике все три компонента- моральная деятельность, моральные отношения и моральное сознание выступают как единая целостность, где они являются как бы гранями, разделение их делается лишь в теории и лишь для осмысления особенностей каждого из компонентов.

Через нравственную деятельность и нравственные отношения человек осознает интересы других людей, коллектива и общества в целом. Именно они вырабатывают и закрепляют в сознании образцы поведения, образующие в своей совокупности систему ценностей, которая включает нормы, правила, запреты, требования, принципы и т.д., и все они являются различными элементами структуры морали. Все они базируются на основном нравственном требовании: твори добро и не делай зла, а также на золотом правиле нравственности: не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформированных функций: регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной, прогностической и др.

1. Регулятивная. Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей. Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом, и в этом смысле она дополняет право. Однако такое определение будет и неполным и неточным, если не принимать во внимание то обстоятельство, что все правовые нормы также утверждают справедливость, также служат добру или благу общества и граждан и поэтому носят безусловно нравственный характер. Регулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения реального поведения личностей, служебных коллективов и государственных и общественных институтов в соответствии с действующими в обществе моральными нормами. В этих целях используют такие «инструменты» регулирования нравственных отношений, как: морально-этические принципы, общественное мнение, моральный авторитет, традиции, обычаи, заповеди, привычки. На непосредственно практическом уровне регуляция осуществляется через посредство норм (простых норм нравственности): норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикетных норм). Регулятивная функция является базовой в системе функций: все остальные функции – каждая по-своему – в той или иной степени «обслуживают» ее.

2. Познавательная. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь.

3. Воспитательная. Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и "высшими" соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.

4. Поскольку особенностью морального регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличается нравственную регуляцию от всякой иной, внеморальной. В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив). В этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, – познает. Вот то необычное распределение функций, которое ее отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.

5. Ориентирующая. Простые нормы нравственности являются «простыми» только в теории. В конкретной действительности, на практике прежде чем вынести моральное суждение и реализовать ту или иную форму в поступке или в поведении, приходится взвесить порой довольно значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных(иногда даже взаимоисключающих) норм. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выработать систему моральных приоритетов, являющуюся «компасом», позволяющим нам выявить наиболее нравственную линию поведения.

6. Коммуникативная. На кораблях, самолетах и других быстро движущихся объектах устанавливается специальное устройство, которое при получении соответствующего запроса отвечает сигналом, условно называемом «я свой». Точно такой же способностью обладает всякая система моральных ценностей (в том числе и профессиональных), и только на основании этого «сигнала» возможно служебное и всякое иное взаимодействие, обретение «чувства локтя», поддержка и взаимовыручка. Конечно, в процессе служебной деятельности осознание сигнала «я свой» и действенная коммуникация на его основе осуществляется не только моральным его компонентом, но, тем не менее, он играет в этом процессе одну из главных ролей.

7. Идеологическая. Назначение этой функции заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения и т.д. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество. Мораль правящего класса или социальной группы, так же как и их цели и интересы идеологическими средствами всегда представляются как цели, интересы и мораль всего общества. И пока в определенной степени эта мораль отвечает всеобщим интересам, общество воспринимает это обстоятельство позитивно. В противном случае общество консолидируется вокруг противоположных моральных политических и идеологических ценностей, где основополагающую роль начинает играть революционная мораль, провозглашающая главной нравственной целью борьбу за свержение существующего политического режима.

8. Мировоззренческая. В этом плане мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных ценностей, посредующая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные воззрения. Мировоззренческая функция очень близка к аксиологической функции с той разницей, что в данном случае она охватывает основные, так сказать, первоначальные понятия и представления человека об окружающей его действительности.

Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. А также для успешного функционирования и развития морали важно свободное, не ущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: