Рассмотрение сатирических жанров современной публицистики в ее сложных связях с действительностью, с общелитературным процессом настоящего и прошлого, уточнение проблем публицистики на уровнях образа, жанра и структуры произведения позволяют подойти к некоторым обобщениям и выводам.
Итак, публицистика находится на короткой дистанции от предмета отображения — нового факта, круга новых общественных идей. Отсюда способность публицистики быстро осмыслить динамические идеи и процессы своего времени.
Взлет популярности сатирических жанров, рост их эстетической влиятельности и эмоционального воздействия, как правило, приходится на периоды наиболее активных перемен в общественной жизни. Современные коммуникационные процессы в этом смысле не составляют исключения.
Журналисты, овладевшие тайнами сатирических жанров публицистики, ставшие королями этих жанров, на протяжении всей своей практики давали новичкам разные советы. Чтобы они легче запоминались, предлагаем их систему.
I. Сбор фактов:
— Первым шагом должен стать не поиск смешных слов, образов, деталей, а то, с чего начинает подготовку любого серьезного выступления каждый журналист — выяснение истинного положения дел.
— Чем глубже изучен фактический материал, тем легче писать и отвечать за написанное. Собирая материал, любопытствуйте! Иногда случайная деталь может подсказать генеральный «ход».
— Еще раз удостоверьтесь в весомой социальной вредности факта или явления, которые вы намереваетесь атаковать. Не замахиваетесь ли вы на доброе дело или хороших людей? Бывают случаи, когда трудно проставить поведению оценки «хорошо» или «плохо». Не уверен — не приступай! — закон сатириков.
— Не всякий отрицательный факт или явление лучше всего врачуется осмеянием. Смех не панацея от всех бед. Часто полезнее написать серьезный аналитический текст, не связывая себя условностями сатирических жанров.
— Сатирический факт должен удовлетворять трем условиям:
1) в нем должны отражаться черты важного социального явления;
2) он должен содержать в себе, хотя бы в микродозе, некую анекдотичность, комичность, парадоксальность;
3) он не должен добивать человека. Французское выражение «Смешное убивает» имеет не только переносный смысл, но иногда и прямой.
— Надо не только уметь найти сатирический факт, но и увидеть, на какое обобщение он выводит.
— Выписывайте, вырезайте и храните любопытные факты, высказывания, цитаты — они могут вам пригодиться как ассоциативные элементы.
II. Работа над текстом:
— Помните, что вы не только должны осмеять зло, но и развлечь читателя, доставить ему удовольствие.
— Творчески, художественно оперируйте собранными вами фактическими деталями, настойчиво проводя свою идею. Берите в текст только необходимый минимум. Самоограничивайтесь. Рубите пышные боковые ветви, чтобы яснее был виден ствол. Настоящий сатирик стремится расчистить себе максимум места для остроумных рассуждений, для создания художественных образов.
— Факты должны быть иллюстрацией к вашему сквозному, свежему, умному тезису. Один факт подайте развернуто, другие — скороговоркой. Такой текст лучше запомнится, чем написанный по методу «горошин в стручке».
— Текст становится убедительнее, если концовка возвращает читателя к тезису, высказанному в зачине.
— Старайтесь нравиться умному, просвещенному читателю, умейте играть на струнах его души.
— Любовно работайте над языком сатирического текста. Его не пишут, а собирают по слову.
Трудно выдвигать какие-то планы и предположения относительно дальнейшего пути развития российской прессы. Но сатирические жанры в ней останутся, потому что они нужны многим читателям.