Заключение. Рассмотрение сатирических жанров современной публицис­тики в ее сложных связях с действительностью, с общелитера­турным процессом настоящего и прошлого

Рассмотрение сатирических жанров современной публицис­тики в ее сложных связях с действительностью, с общелитера­турным процессом настоящего и прошлого, уточнение проблем публицистики на уровнях образа, жанра и структуры произведе­ния позволяют подойти к некоторым обобщениям и выводам.

Итак, публицистика находится на короткой дистанции от пред­мета отображения — нового факта, круга новых общественных идей. Отсюда способность публицистики быстро осмыслить динамические идеи и процессы своего времени.

Взлет популярности сатирических жанров, рост их эстети­ческой влиятельности и эмоционального воздействия, как пра­вило, приходится на периоды наиболее активных перемен в об­щественной жизни. Современные коммуникационные процессы в этом смысле не составляют исключения.

Журналисты, овладевшие тайнами сатирических жанров пуб­лицистики, ставшие королями этих жанров, на протяжении всей своей практики давали новичкам разные советы. Чтобы они лег­че запоминались, предлагаем их систему.

I. Сбор фактов:

— Первым шагом должен стать не поиск смешных слов, об­разов, деталей, а то, с чего начинает подготовку любого серьез­ного выступления каждый журналист — выяснение истинного положения дел.

— Чем глубже изучен фактический материал, тем легче пи­сать и отвечать за написанное. Собирая материал, любопыт­ствуйте! Иногда случайная деталь может подсказать генераль­ный «ход».

— Еще раз удостоверьтесь в весомой социальной вредности факта или явления, которые вы намереваетесь атаковать. Не замахиваетесь ли вы на доброе дело или хороших людей? Быва­ют случаи, когда трудно проставить поведению оценки «хоро­шо» или «плохо». Не уверен — не приступай! — закон сатириков.

— Не всякий отрицательный факт или явление лучше всего врачуется осмеянием. Смех не панацея от всех бед. Часто по­лезнее написать серьезный аналитический текст, не связывая себя условностями сатирических жанров.

— Сатирический факт должен удовлетворять трем условиям:

1) в нем должны отражаться черты важного социального явления;

2) он должен содержать в себе, хотя бы в микродозе, не­кую анекдотичность, комичность, парадоксальность;

3) он не должен добивать человека. Французское выра­жение «Смешное убивает» имеет не только переносный смысл, но иногда и прямой.

— Надо не только уметь найти сатирический факт, но и уви­деть, на какое обобщение он выводит.

— Выписывайте, вырезайте и храните любопытные факты, высказывания, цитаты — они могут вам пригодиться как ассо­циативные элементы.

II. Работа над текстом:

— Помните, что вы не только должны осмеять зло, но и раз­влечь читателя, доставить ему удовольствие.

— Творчески, художественно оперируйте собранными вами фактическими деталями, настойчиво проводя свою идею. Бери­те в текст только необходимый минимум. Самоограничивайтесь. Рубите пышные боковые ветви, чтобы яснее был виден ствол. Настоящий сатирик стремится расчистить себе максимум ме­ста для остроумных рассуждений, для создания художествен­ных образов.

— Факты должны быть иллюстрацией к вашему сквозному, свежему, умному тезису. Один факт подайте развернуто, другие — скороговоркой. Такой текст лучше запомнится, чем написанный по методу «горошин в стручке».

— Текст становится убедительнее, если концовка возвраща­ет читателя к тезису, высказанному в зачине.

— Старайтесь нравиться умному, просвещенному читателю, умейте играть на струнах его души.

— Любовно работайте над языком сатирического текста. Его не пишут, а собирают по слову.

Трудно выдвигать какие-то планы и предположения относи­тельно дальнейшего пути развития российской прессы. Но са­тирические жанры в ней останутся, потому что они нужны мно­гим читателям.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: