Сущность коллектива

Коллектив как высший уровень развития группы

В системе наук о человеке существуют разнообразные определения кол­лектива. В самом общем философском смысле коллектив — это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.

Слово «коллектив» происходит от латинского collide, что в переводе оз­начает «объединяю», а латинское collektivus — собирательный. Таким обра­зом, слово «коллектив» означает «собирательность», т. е. некоторая целост­ность, единство. Давая педагогическое определение коллектива, Н. К. Круп­ская отмечала, что детский коллектив «есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой».

Разные авторы, определяя коллектив, подчеркивают его различные сто­роны. Так, И. Ф. Козлов, опираясь на идеи А. С. Макаренко, утверждает, что воспитательный коллектив — это научно организованная система нрав­ственно воспитывающей детской жизни, включающей многообразие видов, форм общественно полезной деятельности и общения.

В психологии также рассматривается сущность коллектива и его харак­теристики. Психологи в определении понятия «коллектив» подчеркивают его психологическую сущность: коллективами принято называть малые контактные группы, члены которых объединяются на основе межличност­ных отношений, единства ценностной ориентации, общей деятельности.

Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями, ко­торые можно условно отнести к трем основным группам:

- организационная (включение в различные виды деятельности, их ко­ординация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т. д.);

- воспитательная (формирование нравственности школьников, их от­ношения к миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера);

- стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения).

Наукой выделены виды коллективов. Среди них по количе­ству, составу членов — первичный и вторичный коллективы. Первичный коллектив — это группа детей, находящихся в непосредственном общении в деловом, бытовом, эмоциональном контакте. Обычно это класс, кружок и т. п. Во вторичный коллектив входят малые, первичные коллективы, не­посредственный контакт в больших коллективах бывает не всегда, вторич­ные коллективы могут объединять разнообразные по составу, направлению работы малые группы. В системе образования это коллективы школ, лаге­рей отдыха.

Напомним, что наряду с коллективистскими отношениями в группе име­ются межличностные, которые преимущественно изучаются социальными психологами. В теории психологии малых групп межличностные отноше­ния определяются как отношения на основе эмоциональных привязанно­стей, интересов. Группа трактуется как совокупность эмоционально-ком­муникативных процессов, как эмоционально-психологическая общность. При этом характер межличностных отношений считается одинаковым для любой малой группы.

Согласно социально-психологической теории коллектива, разработан­ной отечественными психологами, межличностные отношения в группе опосредствуются деятельностью группы, точнее сказать, уровнем развития группы. Следовательно, в группе высокого уровня развития, т. е. в коллек­тиве, межличностные отношения опосредствуются социально ценной дея­тельностью, всем строем жизни коллектива как особой группы. Вот эти отношения и называются в психологии, педагогике коллективистскими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: