Стиль руководства

Зависимость успехов коллектива от стиля руководства (стиля организаторской деятельности лидера) также находится в непосредственной связи с уровнем его социально-психологической зрелости.

Для высокоразвитого коллектива, имею­щего органы самоуправления, способного к самоорганиза­ции, эффективнее будут коллегиальные (демократические) формы руководства. В этом случае все основные вопросы учения и общественной работы решаются с участием школьников, а то и ими са­мими.

В коллективах, находящихся на среднем уровне социально-психологической зрелости, предпочтителен гибкий стиль организаторской деятельности, в котором элементы колле­гиальности и директивности присутствуют примерно в рав­ной пропорции и их выбор определяется конкретными ус­ловиями деятельности.

Во временных или в постоянных, но отно­сительно слабо развитых коллективах с противоречиями и трудностями в личных взаимоотношениях лучшие результа­ты может дать директивный стиль организаторской работы. Тут участникам предоставляется ограниченная самостоятель­ность, причем в пределах их непосредственных обязанностей. Основные вопросы управления совместной работой и проблемы, возникающие в ее процессе, руководитель ре­шает сам. В результате в коллективе устанавливаются оп­ределенные правила взаимодействия, их выполнение конт­ролируется, и все это положительно сказывается на эффек­тивности совместной работы.

Директивный стиль бывает полезным как временная мера и в развитых коллективах при работе в сложных ус­ловиях: новая, трудная задача, нехватка времени, неожи­данные и значительные изменения состава учащихся, тре­бующие срочного перераспределения обязанностей, и т. п. Следует, однако, помнить, что слишком частое применение директивного метода в высокоразвитом ученическом кол­лективе отрицательно сказывается на настроении людей, на психологическом климате коллектива, понижает эффек­тивность его работы. Такой стиль ограничивает самостоя­тельность ребят и особенно плохо влияет на решение твор­ческих задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: