Зависимость успехов коллектива от стиля руководства (стиля организаторской деятельности лидера) также находится в непосредственной связи с уровнем его социально-психологической зрелости.
Для высокоразвитого коллектива, имеющего органы самоуправления, способного к самоорганизации, эффективнее будут коллегиальные (демократические) формы руководства. В этом случае все основные вопросы учения и общественной работы решаются с участием школьников, а то и ими самими.
В коллективах, находящихся на среднем уровне социально-психологической зрелости, предпочтителен гибкий стиль организаторской деятельности, в котором элементы коллегиальности и директивности присутствуют примерно в равной пропорции и их выбор определяется конкретными условиями деятельности.
Во временных или в постоянных, но относительно слабо развитых коллективах с противоречиями и трудностями в личных взаимоотношениях лучшие результаты может дать директивный стиль организаторской работы. Тут участникам предоставляется ограниченная самостоятельность, причем в пределах их непосредственных обязанностей. Основные вопросы управления совместной работой и проблемы, возникающие в ее процессе, руководитель решает сам. В результате в коллективе устанавливаются определенные правила взаимодействия, их выполнение контролируется, и все это положительно сказывается на эффективности совместной работы.
|
|
Директивный стиль бывает полезным как временная мера и в развитых коллективах при работе в сложных условиях: новая, трудная задача, нехватка времени, неожиданные и значительные изменения состава учащихся, требующие срочного перераспределения обязанностей, и т. п. Следует, однако, помнить, что слишком частое применение директивного метода в высокоразвитом ученическом коллективе отрицательно сказывается на настроении людей, на психологическом климате коллектива, понижает эффективность его работы. Такой стиль ограничивает самостоятельность ребят и особенно плохо влияет на решение творческих задач.