Коллектив как объект и субъект воспитания
знать: сущность понятий «коллектив», «группа», «межличностные отношения в коллективе», этапы становления коллектива.
уметь: выявлять сущностные характеристики коллектива.
Коллектив – (от лат. colido – объединяю, collektivus – собирательный) - это социальное единство людей, разделяющих общественно значимые цели и общие ценностные ориентации, имеющих совместную деятельность и общение. В социологии изучают трудовой коллектив, в психологии – контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии, в педагогике – организованные общности детей и взрослых.
Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» советовал учителю объединять «более медлительных с более быстрыми, более тупых с более умными, упрямых с послушными». В российской педагогике П.Ф.Каптерев, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский указывали на детские сообщества, как на возможно новые формы отношений, оказывающих позитивное воздействие в развитии каждой личности. А.С.Макаренко указывал на то, что коллектив выступает как форма, инструмент и средство воспитания, как источник развития каждой отдельной личности. Он подчеркивал, что в коллективе обеспечивается свобода и достоинство личности, ее защищенность и социальные связи. Макаренко сформулировал принципы, утверждающие гуманистический характер воспитания в коллективе: опора на положительное в ребенке, принципы положительного воздействия, сочетания требовательности с уважением к личности ребенка, принцип индивидуального действия и др. Обосновал закон развития коллектива на основе системы перспективных целей (от «ближайшей радости» к средней и дальней перспективе), ввел понятие первичного коллектива и рассмотрел этапы формирования первичного коллектива. Предостерегал преподавателей от опасности замыкания первичного коллектива в своих рамках. Утверждал, что первичный коллектив сохраняет все свойства большого коллектива и через него тесно связан с обществом.
|
|
Таким образом, созданная в 20-30 годы XX теория коллектива включала в себя определение «коллектива», понятие первичного и общего коллектива, закономерности и принципы, этапы развития и методику работы с органами самоуправления. Общий вывод заключался в том, что детский коллектив является естественной и благоприятной средой общения, которая помогает детям выбрать достойный идеал, добиться коллективных и личных успехов в его достижении, познать себя.
· постановка и достижение общественно значимых целей и задач (перспективы);
· включение школьников в различные виды социальной деятельности с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, половозрастных различий;
|
|
· формирование отношений ответственной и зависимости как основы равноправия и сплочения коллектива;
· выработка правильного общественного мнения;
· появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе;
· организация действенной работы органов самоуправления;
· мажорный стиль жизни детского коллектива: постоянная готовность к действию, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности всего коллектива.
Функции коллектива:
· организационная (включение в деятельность, формирование деловых отношений, взаимоейдствие);
· воспитательная (формирование нравственности, выработка ценностей, привычек, воли, характера;
· стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения).