Стихотворная речь

1. Ритм — повторение однородных явлений через соизмеримые промежутки, чередование ударных и безударных слогов. Ритм служит основой стиха.

2. Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк. Рифма может быть мужской (когда рифмуются ударные слоги, например: вода — холода), женской (когда рифмуется ударный и последующий безударный слог, например: лесом — навесом), дактилической (при этом рифмуется ударный слог и следующие за ним два безударных, например:

трагический — металлический), а также гипердактилической; эта рифма употребляется редко (при гипердактилической рифмовке после ударного слога следуют три и больше безударных, например: аленькая — маленькая, свешивающиеся — смешивающиеся).

По созвучию рифма может быть точной и неточной. В точной рифме все звуки окончания стихов совпадают (дней — огней), в неточной — совпадают не все, а лишь отдельные звуки

(ныне — пустыни, мрамор — замер).

Расположение рифмующихся строк друг относительно друга, также бывает различным. Выделяют смежную или парную рифмовку, строящуюся по принципу ААВВ, перекрестную рифмовку по схеме АВАВ, а также опоясанную или кольцевую АВВА.

3. Онегинская строфа — строфа, которой написан роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Онегинская строфа состоит из трех четверостиший (катренов) и заключительного двустишия, написанных четырехстопным ямбом. Первое четверостишие — с перекрестной рифмой; во втором — рифмуются смежные строки; в третьем — рифмы кольцевые; в заключительном двустишье — смежная рифма.

4. Стихотворный размер — число и порядок чередования ударных и безударных слогов. В русском стихосложении различают двухсложные размеры (хорей, ямб) и трехсложные (дактиль, анапест, амфибрахий).

Основные стихотворные размеры

1. Ямб — двусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог и другие четные слоги.

- / - / - / - /

Мороз и солнце; день чудесный.

- / - / - / - /

Еще ты дремлешь, друг прелестный...

(А. С. Пушкин)

2. Хорей — двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог и другие нечетные слоги.

/ - / - / - /

Ветер, ветер, ты могуч,

/ - / - / - /

Ты гоняешь стаи туч...

(А. С. Пушкин)

3. Анапест — трехсложная стопа, в которой ударение падает на третий слог.

- - / - - / - - / - - /

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

- - / - - / - - / -

Одержимый холопским недугом...

(Н. А. Некрасов)

4. Амфибрахий — трехсложная стопа, в которой ударение падает на второй слог.

— _/ — — / — — / — — / —

Последняя туча рассеянной бури

— _/ — — / — — / — — / —

Одна ты несешься по ясной лазури... **

(М. Ю. Лермонтов)

5. Дактиль — трехсложная стопа, в которой ударение падает на первый из трех слогов.

/ — — / — — / — — / —

Труд этот, Ваня, был страшно громаден... (Н. А. Некрасов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: