Проблематики в США

В течение первых трех десятилетий ХХ в., когда в Европе активно развивались учения о психологии народов, масс и толпы, в Соединенных Штатах социальная психология как таковая не существовала. В это время американские ученые-психологи были увлечены идеями бихевиоризма и психоанализа.

Начиная с 30-х годов ХХ в. социально-психологическая проблематика начинает привлекать к себе повышенное внимание. Волей судьбы это произошло в США и оказалось обусловленным следующими событиями.

1) Бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований. От ученых требовались разработки, полезные для производства, экономической и общественной жизни. В частности, значительные надежды возлагались на внедрение системы Тейлора на предприятиях, в связи с чем проводились многочисленные эксперименты по техническому усовершенствованию и изменению условий труда. Проводимые исследования показывали неоднозначные результаты, что потребовало приалечения психологов к исследованиям.

В результате хотторнских (Хоторн – город в США, где проводились исследования) экспериментов психолог Э. Мэйо сделал выводы, которые и легли в основу последующих работ по исследованию роли психологических факторов в современном производстве. Было выявлено, что производительность труда каждого рабочего зависит от его самочувствия в группах и соответствует чаще всего не столько возможностям рабочего, сколько системе ценностных ориентаций, норм, установок, сложившихся в группе, зависит не только от оплаты и условий труда, но и от характера возникших и упрочившихся неформальных отношений. Неформальная структура способна тормозить или, наоборот, обеспечивать процессы управления на уровне малых групп.

1927-1932 гг. Э. Мейо продолжил эксперименты. В группе из пяти женщин производил манипуляции с освещенностью, интервалами работы и пр. И при увеличении и при уменьшении освещенности производительность труда повысилась. В контрольной группе она также стала больше. Был сделан вывод, что на производительность влияют не только факторы внешней физической среды, но и социальные, влияние которых даже более важно. В частности: 1) работать приходилось малыми группами, в результате возникали неофициальные отношения, появлялась взаимопомощь, увеличилась старательность; 2) профессор-психолог ежедневно посещал их, работой руководили симпатичные психологи в белых халатах, а не злые мастера; 3) руководство предприятия позволило работницам самим регламентировать свой рабочий день; 4) работницы почувствовали к себе больше доверия; на них обратили внимание, что привело к росту самооценки и стремлению поддержать ее хорошей работой.

2) В эти годы в США эмигрирует много известных европейских ученых, в первую очередь из Германии, где в 30-е годы зарождался фашизм. Среди ученых-эмигрантов оказались известные талантливые немецкие психологи М. Вертгеймер, К. Левин, Дж. Морено, В. Меде, Ф. Олпорт и др. Это обусловило в последующем связь американских социально-психологических исследований с европейской (немецкой) традицией экспериментальных исследований.

3) В самих США огромное количество людей стало в это время нуждаться в активной социально-психологической помощи. Это были годы экономического кризиса, социальной депрессии и развития в этой стране так называемого «дикого» капитализма. Помощи люди ждали не от врачей или клинических психологов, а от социальных психологов.

4) С точки зрения объектов социально-психологического исследования главное внимание начинает уделяться малой группе. В определенной степени этому способствует увлечение экспериментальными методиками. Применение их возможно лишь при исследовании процессов, протекающих в малых группах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: