Цель занятия: изучить структурно-функциональные особенности возбудимых тканей, механизмы формирования мембранных потенциалов в возбудимых тканях, методы исследования возбудимых тканей.
Задачи занятия:
-изучить особенности строения и функции клеточных мембран;
-изучить механизм генерации мембранного потенциала на основе знаний типов транспорта веществ через биологические мембраны;
Основные понятия по теме: раздражимость, порог возбуждения, пороговые раздражители, подпороговые раздражители, сверхпороговые раздражители, возбудимость, возбудимые ткани, лабильность, ионные насосы, ионные каналы, мембранный потенциал, пассивный ионный транспорт, активный ионный транспорт, потенциал покоя, поляризация мембраны, возбудимость, проводимость, закон «все или ничего».
Вопросы к занятию
1. Физиология как наука и предмет изучения, ее основные понятия.
2. Задачи предмета «Физиология человека».
3. Методы физиологических исследований.
4. Раздражимость, возбудимость как основа реакции ткани на раздражение.
|
|
5. Раздражители (определение и классификация).
6. Современные представления о строении и функции мембран.
7. Активный и пассивный транспорт веществ через мембрану.
8. Общие свойства возбудимых тканей. Возбудимость. Закон силы-длительности. Хронаксиметрия. Закон силы, закон «все или ничего».
9. Мембранный потенциал, теория его происхождения.
Вопросы для самоконтроля
1.Что называют раздражимостью и возбудимостью?
2. Где преимущественно находятся (в межклеточной жидкости или в цитоплазме) ионы натрия, калия и хлора? Положительно или отрицательно заряжены внутренняя и наружная среды клетки относительно друг друга?
4.Перечислите основные анионы, находящиеся в клетке и играющие важную роль в происхождении потенциала покоя. Какова причина подобного распределения этих ионов?
5.Что такое калиевый равновесный потенциал?
6.Приведите классификацию ионных каналов.
Основная и дополнительная литература к теме
Основная литература
1. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная/ Под ред. А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - Москва: Советский спорт, 2012. -624 с.
2. Агаджанян Н. А. Нормальная физиология:учеб. для студентов мед. вузов / Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: МИА, 2012. - 571 с.
Дополнительная литература
1. Бреслав И. С. Дыхание и мышечная активность человека в спорте: рук. для изучающих физиологию человека / И. С. Бреслав, Н. И. Волков, Р.В. Тамбовцева. - Москва: Советский спорт, 2013. - 333,.
|
|
2. Медицинская физиология/ под.ред А.Гайтона.-Москва., «Логосфера», 2008.-1296с.
3. Физиология человека Compendium/ Под.ред. Б.И.Ткаченко.,Млсква., «Гэотар-Медиа».,-2009.,-496с.
4. Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. - М., «Мир», 1996.- Т.1: 323с., т.2: 641с, т.3: 875с.
5. Физиология человека/ Под. ред Дегтярева В.П.-М. Медицина, 2006
6. Нормальная физиология. В 3 / под.ред. В.Н. Яковлева.-М. Академия, 2006
7. Физиологические особенности организма людей разного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам / Под ред. А.С. Солодкова. - С-Пб.: С-Пб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998- 179 с