I – 30-50-е годы XVIII века (А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков, М.В.Ломоносов)
II – 60-90-е годы XVIII века (В.В.Капнист, Д.Н.Фонвизин, М.М.Херасков, Г.Р.Державин, Я.Б.Княжнин).
Литературные формы
Эпос | Поэма –крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом Басня –короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированной моралью | А.Д.Кантемир «Петрида», «Россияда», М.М.Херасков «Чесменский бой», В.К.Тредиаковский «Феоптия», «Тилемахида», М.В.Ломоносов «Петр Великий» Басни (378) А.П.Сумарокова, И.Н.Хемницера, И.Н.Дмитриева |
Лирика | Ода – стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события Сатира – обличительный жанр лирики | М. В. Ломоносов «Ода на взятие Хотина», Г.Р.Державин «Вельможа» «Водопад», «Бог», «Фелица», А.Н.Радищев «Вольность» А.Д.Кантемир, М.В.Ломоносов «Гимн бороде», А.П.Сумароков «О благородстве», Г. Р. Державин |
Драма | Трагедия– драматургический жанр, в основе которого неразрешимый конфликт, предопределяющий трагический финал (действующие лица – герои). Наиболее характерный конфликт для классицизма – конфликт долга и чести. Героический пафос Комедия –произведение, противопоставленное трагедии: в нем действуют представители низших сословий; характеры, ситуации и действия представляются в смешной форме; предопределен счастливый финал Комическая опера – основана на смешном недоразумении | А.П.Сумароков «Дмитрий Самозванец», Я.Б.Княжнин «Вадим», М.В.Ломоносов «Тамира и Селим», «Демофонт» Д. Н.Фонвизин «Бригадир», «Недоросль», В.В.Капнист «Ябеда», А.П.Сумароков «Тресотиниус», «Пустая ссора», «Вздорщица», «Лихоимец», «Рогоносец по воображению» |
|
|