Понятие и признаки ПГ

Современная юридическая наука не вывела единого понятия ПГ.

По мнению некоторых авторов ПГ – это такое устройство общества при котором право как нормативно закрепленное и реализованная справедливость имеет приоритет над государством, закон имеет приоритет перед всеми другими нормативно-правовыми актами, издающимися в его исполнении, существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. При некотором верховенстве законодательной власти. Высока роль суда, в том числе и конституционного в решении важнейших проблем экономического и политического характера. Существует взаимная и равная ответственность гражданина и Г, подкрепленная соответствующей нормативной базой.

ПГ – Г в котором обеспечено верховенство права и закона, реально функционируют взаимная ответственность Г и его граждан, реализуется принцип разделения властей и другие демократические признаки.

Из данных определений вытекают следующие признаки ПГ:

1 верховенство П над гос властью,

2 верховенство закона,

3 взаимная ответственность гражданина и Г,

4 разделение властей.

Верховенство П над гос властью находит свое отражение в том, что при принятии общеобязательных правил поведения, гос власть должна руководствоваться идеями справедливости и выражения воли большинства населения. Должно быть исключено всякое лавирование интересов и в своей деятельности гос органы должны руководствоваться только идеями права и всеобщего блага.

Принимая законодательные акты Г не должно стремится воплотить в жизнь свои политические интересы, которые как правило имеет классовое содержание.

Верховенство закона должно проявляться в том, что все нормативно правовые акты принимаемые Г должны соответствовать основному закону Г т.е конституции и актам обладающими более высокой юридической силой. Законы должны регулировать наиболее важные сферы общественной жизни, а подзаконные акты могут лишь конкретизировать положение законов, но не меняя основной сути законодательных положений. Они не должны совершенствовать или заменять закон. В соответствии с данным признаком не один гос орган, должностное лицо, гос или общественная организация, ни один человек не может освобождаться от обязанности подчиняться законам. Так же верховенство закона означает его всеобщность и полный объем действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Взаимная ответственность Г и личности должна провялятся в том что отношения между Г как носителя политической власти и гражданином должны строятся на началах равенства справедливости. Т.е как граждане несут ответственность перед Г, так и Г должно нести ответственность перед гражданином. ПГ берет на себя ответственность обеспечивать перед каждым гражданином. Подчиняясь праву гос органы не могут нарушать его предписания и должны нести ответственность за нарушение или не выполнение этих обязательств. Обязательность закона для гос власти обеспечивается системой гарантий, к которым относится:

-ответственность депутатов перед избирателями,

-ответственность правительства перед представительными органами,

-дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц Г за не выполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

Разделение властей. Родоначальниками теории разделения властей Джон Локк и Монтескье. По данной теории власть должна быть разделена на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. Основная суть теории, чтобы не допустить сосредоточение власти в руках одного человека или группы людей, и тем самым предотвратить возможность использования власти одними классами или группы людей во вред других. Монтескье называл данную теорию система сдержек и противовеса, когда одна власть контролирует другую. Равновесие поддерживается специальными организационно правовыми мерами, которые обеспечивают, не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах, в то же время гарантирую независимость одной власти от другой. В соответствии с данной теорией законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внешней и внутренней политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера, т.к. она находится под контролем нарда и специальных конституционных органов. Воздействие парламента на исполнительную власть осуществляется по средствам утверждения и контроля за исполнением бюджета, участие в назначении главы и члена правительства, при необходимых случаях смещение отдельных членов правительства. Исполнительная власть формируется представительными органами, подконтрольная - подотчетными и действует на основе его исполнения законом. Судебная власть является арбитром в решающем споре о праве. Суд не может подменять собой законодателя или исполнителя.

Государство правовое - тип государства, где утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: