Права и обязанности сторон. Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой

Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой, договором пе­ревозки, исправные транспортные средства в состоянии, при­годном для перевозки соответствующего груза.

Отправитель груза вправе отказаться от поданных транс­портных средств, не пригодных для перевозки соответствую­щего груза.

Погрузка (выгрузка) осуществляется перевозчиком или от­правителем (получателем) в порядке, предусмотренном догово­ром и с соблюдением установленных правил.

Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и сред­ствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не уста­новлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Основная обязанность перевозчика на всех видах транспор­та — доставить груз в целости и сохранности в установленные сроки, в указанный в накладной пункт назначения и выдать его управомоченному получателю.

Отправитель груза обязан предъявить груз в установленный срок, в исправной таре и упаковке, соответствующей стандар­там и техническим условиям для перевозки данного груза. Он обязан правильно, точно и полно оформить транспортный до­кумент и уплатить за перевозку установленную плату.

Транспортные средства должны иметь исправные запорные устройства, исправные пломбы. Отправителю предоставлено право проверять соблюдение всех этих существенных условий договора.

Правильное оформление транспортной накладной сущест­венное условие для надлежащего исполнения договора пере­возки грузов.

На железнодорожном транспорте такой формой договора является железнодорожная накладная, содержащая все сведения о грузе, времени принятия груза к перевозке и выдаче его по­лучателю. Накладная сопровождает груз до места назначения и выдается грузополучателю с отметкой о выдаче груза.

На автомобильном транспорте применяется товарно-транспортная накладная, составленная в двух экземплярах. Один экземпляр вручается отправителю в обмен на принятый к перевозке груз. Такая накладная служит основанием для списа­ния груза отправителя и оприходования груза получателем.

При перевозке груза с оплатой автомобиля по повременно­му тарифу письменной формой договора служит путевой лист, в котором фиксируются пробег и время нахождения автомоби­ля в распоряжении клиента, на груз оформляется товарная накладная.

При перевозке груза морским транспортом оформляется ко­носамент, которым удостоверяется факт заключения договора и факт приема груза к перевозке. Коносамент признается товаро­распорядительным документом, удостоверяющим право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом и получить груз после завершения перевозки. Коносамент может быть предъявительским, ордерным или именным. При составле­нии коносамента в нескольких подлинных экземплярах выдача груза по первому предъявленному коносаменту прекращает действие других экземпляров. Коносамент является не только товарораспорядительным документом, но и ценной бумагой. Коносамент должен быть составлен строго по определенной форме, нарушение которой лишает выписанный документ силы коносамента.

Получатель груза выступает в договоре перевозки груза как равноправный субъект, пользующийся самостоятельными пра­вами и несущий определенные обязанности. Получатель обязан принять груз, поступивший в его адрес. Эта обязанность закре­плена транспортными уставами и кодексами и конкретизирует­ся транспортной накладной по данному договору перевозки груза. Получатель обязан в установленный срок освободить и очистить транспортное средство, потребовать составления ком­мерческого акта при ненадлежащем исполнении договора пере­возки.

Грузы, прибывшие в исправном транспортном средстве с неповрежденными пломбами отправителя, выдаются получате­лю без проверки количества мест, состояния и веса груза, о чем делается отметка в транспортной накладной.

Обстоятельства, которые могут служить основанием имуще­ственной ответственности перевозчика, отправителя, получате­ля, удостоверяются составляемыми перевозчиком коммерчески­ми актами или актами общей формы. Коммерческий акт может явиться основанием ответственности перевозчика за несохран­ность груза и.потому должен содержать подробную и точную фиксацию фактов. Отказ перевозчика от составления коммер­ческого акта получатель должен обжаловать заявлением в письменной форме на имя соответствующего должностного лица. Такая жалоба должна быть подана до вывоза груза со станции (порта, пристани).

В тех случаях, когда груз прибыл в пункт назначения ис­порченным и поврежденным, должен быть составлен акт экспертизы с обязательным участием перевозчика. О проведении экспертизы делается отметка в коммерческом акте.

Документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятель­ства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: