Населения. Преподавание раздела предусматривает обучение сту­дентов применению статистического метода в изучении здо­ровья населения

Преподавание раздела предусматривает обучение сту­дентов применению статистического метода в изучении здо­ровья населения, знание которого необходимо в практиче­ской работе каждого врача. Нужно привить студентам практические навыки в сборе материала о состоянии здоровья населения, его статистической обработке и анали­зе. Одновременно студенты обучаются некоторым статисти­ческим приемам, необходимым в научной работе.

Основой преподавания является метод самостоятельной работы, когда студенты по указанию преподавателя и при его консультации, а, также пользуясь учебником, лекцион­ными материалами и настоящим руководством, сами прора­батывают соответствующую тему, используя контрольные вопросы к ней, и выполняют один из вариантов задания во время практических занятий на кафедре или как домашнее задание.

В начале каждого занятия преподаватель проводит уст­ный или письменный опрос студентов с целью определения их готовности к занятию. На практических занятиях разбираются методы получения и анализа показателей здоровья, а также некоторые методы, применяющиеся в научных исследованиях.

В процессе практических занятий студенты изучают эта­пы статистического исследования, порядок вычисления ста­тических показателей, вычисление и анализ показателей здоровья (демографических, заболеваемости и др.), вычис­ление средних величин, определение достоверности сред них и относительных величин, опреде­ление необходимого объема наблюдений при проведении статистических исследований, прямой метод стандартизации пока­зателей, корреляционную связь.

Тема 1

Организация и ЭТАПЫ проведениЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО исследования. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ. Таблицы. Графические изображения

Цель занятия: научить студентов составлять план и программу научного исследования, разрабатывать и группировать статистический материал, составлять разработочные таблицы.

Практические навыки: овладеть методикой разработки и анализа статистического материала, на основе расчета относительных величин и их иллюстрации с помощью графических изображений

Оснащение:

1. Талоны амбулаторного пациента (форма №25- 11у-вр) – 100 штук.

2. Таблицы и схемы: “Этапы научного исследования”, “Виды таблиц”, “Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем” (МКБ X).

3. Микрокалькуляторы.

4. Методические рекомендации.

Контрольные вопросы

1. Определите понятие и значение санитарной статистики в деятельности врача.

2. Назовите основные этапы научного исследования; дайте краткую характеристику каждого из них.

3. В чем заключается цель и задачи исследования?

4. Какие вопросы предусматривает план статистического исследования?

5. Какие вопросы должны быть предусмотрены в программе статистического исследования?

6. Назовите и охарактеризуйте виды исследования по времени и объему.

7. Какие могут быть исследования по методу наблюдения?

8. Определите понятие единицы наблюдения и статистической совокупности.

9. Назовите методы формирования выборочной совокупности.

10.Назовите основные виды группировок статистического материала.

11.Что такое регистрационный бланк.

12.Какие требования предъявляются к регистрационному бланку?

13.Перечислите виды статистических таблиц и требования предъявляемые к ним.

14.Из каких элементов складывается разработка материала?

15.В каких случаях используются абсолютные величины?

16.С какой целью рассчитываются статистические показатели (относительные величины)?

17.Что такое экстенсивные показатели, методика их вычисления?

18.В каких случаях и для характеристики каких явлений можно использовать экстенсивные показатели?

19.Что такое интенсивные показатели, методика их вычисления и примеры использования их в практике оценки состояния здоровья населения и здравоохранения?

20.Что такое показатели соотношения, как они вычисляются и когда применяются в практике здравоохранения?

21.Когда применяются показатели наглядности, что они характеризуют и как вычисляются?

22.С какой целью используется графический метод анализа в статистике?

23.Назовите основные виды диаграмм, чем определяется выбор того или иного вида?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: