В настоящее время в психологии существует несколько классификаций видов психокоррекции.
I. Выделяют два вида психокоррекции по характеру направленности:
Симптоматическая психокоррекция - это кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии. Каузальная психокоррекция – это длительная, глубинная психокоррекция, направленная на устранение источника и причин отклонений. Известно, что одни и те же симптомы отклонений могут иметь разную природу, поэтому каузальный вид психокоррекции требует глубинного анализа первопричин отклонений.
II. Виды психокоррекции по содержанию:
Психокоррекция познавательной сферы, психокоррекция личности, коррекция аффективно - волевой серы, коррекция поведения, коррекция межличностных отношений; коррекция внутригрупповых отношений (семейных, коллективных, детско-родительских).
III. Виды коррекции по продолжительности:
сверхкороткая коррекции (в течение одного урока разрешение изолированных проблем и конфликтов), короткая (в течение нескольких уроков запуск процесса изменений); длительная (в течение одной - двух четвертей разрешение личностных проблем), сверхдлительная (несколько учебных лет работа с сознательной и бессознательной сферами).
|
|
IV. Виды коррекции по форме работы с клиентом:
индивидуальная и групповая.
V Виды коррекции по характеру корригирующих воздействий:
директивный и недирективный.
VI. Виды коррекции по масштабу решаемых задач
· общая психокоррекция – мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития;
· частная психокоррекция – набор психологических воздействий, набор психологических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции;
· специальная психокоррекция – это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, исправления отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка). Специальная психокррекция призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности (особенно это касается исправительных учреждений для несовершеннолетних, детских домов, коррекционных образовательных учреждений).
|
|
VII. Виды коррекции по форме дизонтогенеза:
· психокоррекция при психическом недоразвитии,
· психокоррекция при задержанном психическом развитии,
· психокоррекция при поврежденном психическом развитии,
· психокоррекция при дефицитарном развитии ребенка,
· психокоррекция при искаженном психическом развитии,
· психокоррекция при дисгармоничном психическом развитии.
VIII. Виды коррекции в зависимости от коррекционных задач:
игровая психокоррекция, семейная психокоррекция, нейропсихологическая психокоррекция, коррекция личностного роста.