б11в Организация, технологии и структура процесса консультирования

Общая модель структуры консультирования – эклектическая модель (B.E. Gilland). Эта общая модель структуры консультирования охватывает шесть стадий:

1. Исследование проблемы предполагает установление контакта (raport) с клиентом и достижение обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию.

2. Двумерное определение проблемы заключается в том, что консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, установить как эмоциональные, так и когнитивные ее аспекты. Точное определение проблемы ведет к пониманию ее причин и указанию на способы разрешения. К этой стадии возвращаются на протяжении всего консультирования, если возникают трудности, неясности в формулировке проблемы.

3. Идентификация альтернатив – стадия обсуждения возможных альтернатив решения проблемы с помощью открытых вопросов. Клиент называет возможные варианты решения проблемы, консультант помогает ему выдвинуть дополнительные альтернативы, которые клиент может использовать непосредственно. Во время беседы составляется письменный список альтернатив.

4. Планирование предполагает критическую оценку выбранных альтернатив решения путем анализа альтернатив с точки зрения предыдущего опыта и готовности к изменению, интервала времени, степени уменьшения деструктивного поведения клиента. Предусматриваются средства и способы проверки реалистичности выбранного решения («репетиция действий», ролевые игры).

5. Деятельность – последовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении цели, ориентируясь на конечные цели.

6. Оценка и обратная связь – оценка консультантом и клиентом уровня достижений цели, степени разрешения проблемы. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем возможен возврат к предыдущим стадиям.

Основными этапами психологического консультирования, по мнению Р.С. Немова, являются: подготовительный, настроечный, диагностический, рекомендательный, контрольный этапы.

1. Подготовительный этап подразумевает знакомство с клиентом по предварительной записи, имеющейся в регистрационном журнале, и по той информации о клиенте, которую получают от третьих лиц. Подготовка психолога к консультированию предполагает: выбор помещения и оборудование места для проведения консультаций. В оборудование кабинета входит обеспечение удобными для консультанта и клиента креслами или стульями (желательно вращающимися), журнальным столиком. Кроме мебели, в психологической консультации желательно иметь аудио- и видеотехнику, так как возникает необходимость вести, прослушивать и просматривать какие-либо записи. Время работы с клиентом на данном этапе может занимать от 20 до 30 минут.

2. Настроечный этап предполагает личную встречу с клиентом, знакомство с ним, настрой на совместную деятельность, время от 5 до 7 минут.

3. Диагностический этап включает сбор информации о клиенте и его проблеме. Консультант выслушивает исповедь клиента, проясняет, уточняет основные моменты проблемы. Данный этап не имеет четко очерченных границ и может продолжаться от 1 ч до 8 ч.

4. Рекомендательный этап позволяет консультанту на основе собранной о клиенте информации выработать практические рекомендации по решению проблемы клиента. В этот период происходит уточнение, прояснение, конкретизация рекомендаций. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение данного этапа – от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап подразумевает договор о контроле и оценке практической реализации клиентом полученных рекомендаций и договор о последующих встречах. Оценивается практическая реализация клиентом полученных советов и рекомендаций. Решается вопрос об обсуждении дополнительных рекомендаций и последующих встречах (20-30 мин).

Общее время, отводимое на консультирование – от 2-3 часов до 10-12 часов.

Исходя из семичасового рабочего дня и нормы, составляющей 26 рабочих дней в месяц, можно месячный объем рабочего времени распределить между разными видами работ примерно следующим образом:

1) подготовка к проведению психологического консультирования – 18 ч (10%);

2) работа непосредственно с клиентом – 90 ч (50%);

3) обработка и анализ результатов консультирования – 26 ч (15%);

4) оформление необходимой документации – 14 ч (5%);

5) повышение психологом-консультантом собственной профессиональной квалификации – 34 ч (20%).

С точки зрения Глэддинга основными этапами консультирования являются (рис.2):

Психодиагностика личностных особенностей клиентов может осуществляться посредством включенного наблюдения за ним в ходе интервью. Психологом обязательно осуществляется оценка эмоциональных переживаний клиента по выражению лица: мимическим реакциям, эмоциональному состоянию. Психолог должен проявлять умение осуществлять оценку речи клиента как прямого отражения его психического состояния и отношения к людям. В психологическом консультировании уместно использовать специально подобранные тесты, которые не должны занимать много времени и результаты которых могут быть использованы спустя 5-10 минут после окончания тестирования использовать. Желательно воспользоваться закрытыми вопросниками. Лучше обращаться к опросникам или вопросным формам проективных тестов. Наиболее рационально воспользоваться компьютерным вариантом психодиагностических процедур в целях экономии времени и повышения доверия клиента к научности проводимой консультации. Как правило, в консультативной практике используются проективные личностные опросники, тесты изучения познавательных особенностей, темперамента и характера, мотивов и потребностей личности, коммуникативных, организаторских и специальных способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: