Мотивы выбора педагогической профессии. Основы профессиональной ориентации не профессию педагога. Развитие личности в системе непрерывного образования. Система непрерывного педагогического образования. Многоуровневое педагогическое образование. Бакалавриат, магитстатура, аспирантура. Обучение в вузе. Основы самообразования. Карьера педагога (по Драйверу). Этапы профессионального становления (по Е.А. Климову): оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности учителя. Профессиональное самосовершенствование. Профессиональный идеал.
«История образования и педагогической мысли»
Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания
История образования и педагогической мысли как самостоятельная научная дисциплина, изучающая историческую эволюцию идей о стратегиях и методиках обучения и воспитания, о путях организации школьного дела. Формационный и цивилизационный подходы к изучению школы и педагогики. Методы историко-педагогического исследования. Историография и источниковедение истории школы и педагогики. Хронология истории школы и педагогики. Межпредметные связи курса.
Тема 2. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества
Школа как продукт социальной дифференциации общества. Исторический феномен учительства и ученичества.
Отсутствие школ в первобытном обществе и наличие там воспитательно-социализирующих механизмов. Разнообразие концепций происхождения воспитания.
Закрепление педагогических прерогатив патриархальной семьи эпохи переходной об общинно-родового строя к рабовладельческому, в «Законах вавилонского царя Хаммурапи», «Притчах иудейского царя Соломона», в индийской «Бхагавадгите» и других литературных памятниках Древнего Востока. «Дома табличек» в государствах междуречья Тигра и Евфрата. Школа и педагогические идеи в Древнем Египте, Индии и Китая. Разнообразие подходов к организации школьного дела.