Тема 3. Содержание образования. Компетентностный подход к отбору содержания образования

1. Докажите, что компонент «содержание образования» связан со всеми другими компонентами процесса обучения.

Опираясь на свой личный жизненный опыт, докажите, что содержание образования является мощным средством формирования социальных установок, ценностей. Сравните при этом роль гуманитарных и естественнонаучных предметов.

2. Как вы думаете, в чем смысл Федерального государственного образовательного стандарта, его предназначение?

3. Сопоставьте стандарты первого и второго поколения общего образования. Какие трудности, на ваш взгляд, испытывают учителя при переходе к новым стандартам?

4. Прочитайте текст. Какова главная мысль данного текста?

Учебник по своей природе противоречив: он может быть вредным и полезным, а подчас и практически нейтральным. Полезен природосообразный, культуросообразный учебник. Вредит детям использование учебника как материала для заучивания, материала, не имеющего отношения к жизни детской души.

Природе детской души более соответствует диалог, иллюстрация, интересное задание, увлекательные способы самопроверки. Важно предусмотреть в учебнике практические задания. Способы обучения примам мышления, демонстрацию основных положений самообоарзования, мобилизацию воссоздающего воображения учащихся, варьирование заданий в соответствии со склонностями и особенностями учащихся, драматизацию, краеведческую работу, систематическое использование справочной литературы, междисциплинарные связи.

Бим-Бад, Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. / Б.М. Бим-Бад – М., 1996. – С. 27-28

5. Напишите эссе на тему «Современное образование: плюсы и минусы».

6. Используя различные источники информации, охарактеризуйте уровни проектирования содержания образования.

7. В системе дополнительного образования не только успешно сосуществуют дети разных возрастов, но эта разноликость бывает просто необходима как ребятам, так и преподавателям: спортивные секции и турклубы, хор и изостудии, кружки юннатов и авиамоделистов строят свою работу на совместном творчестве, передаче опыта от старших к младшим…

Там не ставят детям отметок, нет обязательных программ, туда никто не может заставить детей ходить. Однако они продолжают заниматься с завидным упорством.

Что же не позволяет детям бросать эти занятия, заставляет потом, через много лет после окончания школы, вспоминать именно эти секции, студии, кружки как самые главные места учебы?

Дайте ответ на вопрос, используя известные Вам понятия педагогики и психологии.

8. Прочитайте отрывок из романа Н. Соротокиной «Гардемарины, вперед!». Что вызывает недоумение автора при описании особенностей навигацкой школы? Что лежит в основе отбора содержания образования в настоящее время?

«Навигацию в школе преподавал мрачного вида англичанин по кличке Пират. Изъяснялся он на немыслимом жаргоне из смеси русских, английских и даже испанских слов… понять было невозможно. Штык-юнкер Котов вел… курс «Рыцарская конная езда… Трудно себе представить что-либо бесполезнее для моряка…».

Соротокина, Н. М. Гардемарины, вперед! / Н. М. Соротокина. – Т.: Приокское издательство, 1992.

10. Проектное задание.

Педагогическая ситуация: В школе сложилось такое положение дел, при котором родителям явно не хватает информации о целях, результатах и содержании образовательного процесса, участниками которого являются их дети. Растет число мелких и крупных конфликтов, связанных с неинформированностью или недостаточной информированностью родителей. Директор вынужден решать многочисленные «мелкие вопросы» с родителями лично. Для изменения ситуации решено создать «Справочник для родителей» (по начальной, средней и основной школе, соответственно).

Задание студенту. Разработайте структуру такого справочника для одной (для каждой) ступени образования. Обоснуйте необходимость наличия там соответствующих разделов. Сформулируйте рекомендации по его общему стилю, тону. Напишите краткий план по осуществлению проекта на практике.

Критерии оценки решения задачи: четкая формулировка профессиональной задачи; теоретическое обоснование решения/предъявляемого «продукта»; широкий охват источников информации; предъявление способа решения; логика решения (как последовательность шагов, способствующих решению задачи); полноценная презентация «продукта» решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: