Бели расположить (в порядке убывания) названия качеств, отличающих образцовую нравственную личность, то самыми употребимыми чертами оказываются следущие:
у студентов у школьников умеющий прийти на помощь умеющий прийти на помощь добрый честный честный добрый ему можно доверять уважающий других умный вежливый сдержаный соблюдающий правила этикета трудолюбивый уступающий место в транспорте общительный культурный умеющей держать слово умеющий держать слово понимающий ситуацию жертвующий личными и человека интересами отзывчивый не способный обидеть отвественный умный Всего перечень черт, которыми описывают порядочного человека, состоит более, чем из ста определений. Приведенные выше 12 черт, чаще других называемые школьниками и студентами, могут служить иллюстрацией к основным тенденциям» |
Повременные представления о порлдочном человеке _______________________Э9_
обааруженяым нами. Так мы не сомневаемся, что продолжение исследования (которое планируется), уточнив многие детали, оставит без изменения первую «троицу» называемых черт, так как она означает сохранность основных нравственных ценностей нашего народа: милосердия (помощь), правды (честность) и добра...
|
|
«Позвольте, — может возразить читатель, — Ведь достаточно заглянуть в газеты, чтобы усомниться в той картине, которую Вы пытаетесь изобразить!» Да, действительно. Хотя, казалось бы, трудно уже чем-то удивить, но вот сентябрьский выпуск газеты «Известия»: «В Прионежском районе Ленинградской области на днях взяли крупную бандитскую группировку, полгода промышлявшую рэкетом. Самому старшему рэкетиру стукнуло 9 лет. «Крестный отец» банды — 8-летний мальчик Вася, хорошист из 2 «Б» обычной средней школы. Вежливый, дисциплинированный ребенок из интеллигентной семьи...» Может быть, этот Вася тоже смог бы хорошо рассказать о порядочном человеке»? Хотя тон бы его все равно выдал. Какое-то явное неблагополучие может скрываться и за всеми этими списанными «Мазаями», шуточками...
Подрастая, человек обязательно проходитт путь запечатле-ния образцов поведения. Каково созидающее значение этих образцов, удалось показать С. Г. Якобсон в эксперименте *Бу-ратино и Карабас». Для эксперимента специально отбирали самых «жадненьких» малышей-дошколят. Рассказывали им про доброго Буратино и жадного Карабаса-Барабаса, потом просили распределить игрушки. Отобранные дети, естественно, делили: «Это мне, это мне, это опять мне». Но потом им предлагали решить: они поступили как поступил бы хороший Буратино или — как злой Карабас? Софья Густавовна рассказывала (и даже показывала — описание эксперимента мы Приводим по ее устному докладу), что происходило дальше. Каждый, все без исключения дети испытали что-то близкое к потрясению. У них не хватало сил произнести страшное: «Как Карабас-Барабас», а некоторые, отвернувшись от картинок, могли только пальчиком указать на ненавистное изображение: *Как...этот». Зато потом они и делили игрушки! «Это — ребятам, это ребятам и это — ребятам». Отучающий от жадности Ффект оказался стойким. Как важно в детстве узнать, что Кйрабас — злой, жадный и плохой. А если вдруг во взрослом **йре что-то перевернулось — и плохой, жулик, бандит пред- с экранов как смелый, мужественнный, почти хороший?
|
|
100 М И. Воловикова, Л. Л Гренхова
На такую подмену и мог попасться 8-летний «хорошист Вася из интеллигентной семьи».
В нашем эксперименте среди школьников отмечен 31 случай описания не-порядочного человека. В образах «непорядочных» людей отрицательное поведение представлено в лицах, что является, по нашим наблюдениям, характерным для некоторых из 7—8-ми летних детей [4]. Кроме 3-х случаев отрицательные образы (в терминах когнитивной психологии — «нет-эталоны» или дистракторы) выступали в паре: положительный образ сравнивался с отрицательным, что, возможно, согласуется с данными Т. А. Ребеко о связи дистракторов с фактором научения [6]. Само появление таких нет-образов, с нашей точки зрения, говорит о сохранности стремления разобраться в нравственных законах (а их воплощение в реальной жизни за последнее время не стало более простым). Обратимся к протоколам.
Двенадцатилетняя школьница пишет: «В моей жизни не было таких случаев, и я не помню таких литературных героев, которые на своих поступках доказали бы, что они порядочные. Но могу просто описать множество случаев из жизни незнакомых мне людей. Сейчас в наше время очень мало осталось настоящей молодежи. Многие девчонки и ребята с ранних лет увлекаются сигаретами, спиртным, наркотиками и т. д. Многие не учатся, живут отдельно от родителей, в подвалах, на стройках, воруют, занимаются разбоем. У многих девчонок в наше время существуют связи со взрослыми мужчинами, а есть такие девчонки, которые в раннем возрасте рожают детей, даже не узнав, кто их отец. И если мне придется встретиться с настоящим порядочным человеком, я буду очень рада, потому что таких людей в нашем мире осталось очень мало. Но порядочному человеку действительно можно сказать, что он порядочный, этот человек не будет заниматься тем, чем я только что описала, он будет жить в нормальной семье, с родителями, учиться».
Набор требований к порядочному человеку {у школьников) в 75% случаев содержал в себе определение положительных черт, сделанное через отрицание: «не»: «не пьет», «не курит») *не ругается матом», но даже такому бедному набору качеств 25% школьников не смогли привести соответствующего положительного примера: «Порядочный человек следит за собой, за своей разговорной речью, не чавкает, не бьет ложкой или вилкой по тарелке, не облизывает свою тарелку, не ругается нецензурными словами, всегда здоровается, перед уходом прощается-
представления о порядочном человеке
Такого человека называют порядочным человеком. Я таких людей не знаю, поэтому не могу ничего о них сказать» (д., 12 л.). Возможность указать литературного героя в качестве образцового порядочного человека, конечно, снизила процент тех детей, которые не смогли привести никакого примера.
Всего 37,5% школьников смогли описать в качестве образцового конкретного человека, с которым они встретились в жизни и который произвел на них большое впечатление. Оказалось, что это коррелирует с когнитивной сложностью ответов (коэффициент ранговой корреляции по Спирмену равен 0,59; уровень значимости О); отмечена также корреляция когнитивной сложности с возрастом (коэффициент ранговой корреляции по Спирмену равен 0,18; уровень значимости 0) и тендером (коэффициент 0,19; уровень значимости 0,004): девочек больше, чем их ровесников занимают нравственные вопросы (возможно, потому, что они раньше начинают задумываться о качествах, которые должны быть у будущего отца их будущих детей).
|
|
То, каким будет отпечаток в душе подростка от первых столкновений со «взрослыми» проблемами, определяется во многом поведением близкого взрослого человека: «Я считаю порядочным человеком своего футбольного тренера... Владимир Михайлович был честный всегда. Когда мы собирались на Чемпионат России по футболу среди 1984—1985 г., то он наотрез отказался брать старших как под ставков. И я думаю, что в этом проявилась его порядочность. Но не только в этом он был порядочным, и во многих других делах он был честный со всеми» (м., 12 лет).
Но все-таки главные заяечатления нравственных образцов начинаются в семье. Они могут определяться реакцией окружающих людей на близкого взрослого: «Я считаю порядочным человеком своего дедушку. Он никогда не говорит о людях плохо за глаза, всегда выполняет свои обещания. Он честно трудился и никогда не использовал свое служебное положение н личных целях. Я часто слушал, как другие люди с уважением говорили о нем и называли его порядочным человеком* Iм •> 12 лег). Большую роль играют семейные предания: «Когда была война, моя бабушка работала в госпитале, лечила ране-аЫх солдат и спасала людей от смерти. Ей приходилось бегать По Домам, где ее вызывали. Она работала днями и ночами, и иногда ей приходилось покупать на свои последние деньги ле-4>ства и бинты для других, совершенно незнакомых людей.
102 ______________________________________ М И Воловакова, Л Л Гренково
Вот теперь, когда она уже пожилая, ее все знают и уважают в округе, где она живет. Есть люди, которые сейчас к ней приходят и благодарят за то, что она их вылечила. Она всегда была верна своему мужу, т. е. моему дедушке, до самой его смерти. Она будет жить вечно в памяти других людей» (д., 12 лет).
|
|
Дети верно и тонко чувствуют, что окончательную черту под нравственной оценкой всей жизни человека подводит смерть. Разлучая с близкими, это таинство прощания многое высвечивает и делает явным для людских взоров: «...После шести лет дедушкиного проживания в С. на его похоронах присутствовало около ста человек, что свидетельствует о его положении среди знакомых с ним людей за столь короткий срок проживания в этом городе. Конечно, здесь тема далеко не исчерпана, однако уже то, о чем было сказано, можно принять за образец человека, как личности» (м., 14 лет).
Выбор в качестве образца порядочного человека близкого взрослого (чаще всего дедушки или отца) особенно характерен оказался для мальчиков. В целом картина оказалась такой. Девочки-подростки выбирали (те, кто вообще кого-то выбрали): девочку-сверстницу (36%); женщину более старшего возраста (как правило, бабушку или маму) (14%); мальчика-сверстника (11%); мужчину более старшего возраста (как правило, отца или дедушку) (17%). Мальчики-подростки в качестве порядочного человека называли: взрослого мужчину (отца, дедушку, дядю) (47%); мальчика-сверстника (28%); взрослую женщину (маму или бабушку) (7%). Мальчики также ча-ще.чем девочки, на роль порядочного человека выбирали литературного героя-мужчину, который совершает героические поступки, рискуя своей жизнью, защищая Родину и честь. Для мальчиков порядочный сверстник (мальчик) — это также тот, кто помогает в критических ситуациях, рискуя своей жизнью и благополучием. В описании девочек-подростков образ порядочного человека выступает как образ помощника и защитника. Рассказ о порядочной девочке встретился лишь в одном протоколе мальчика-подростка: «В июле я находился в лагере. Сам лагерь был замечательный, там были созданы хорошие условия для отдыха. Однако то, с чем мне пришлось столкнуться, удивляло. Большинство из отдыхавших матери" лось и почти все курили. Если у кого-нибудь кончались сигареты, покупал их у своих друзей или подруг. Многие юноши * девушки пили, и не только водку и вино, но и лосьон....Но, # счастью, такие были не все. В этом же лагере мне довелось
ih
Современные представления о порядочном человеке _____________________ 103
общаться с другим человеком. Она была на год старше меня, приехала из Украины. Общаясь с ней, удивляешься ее духовному богатству, чистоте, искренности и целеустремленности».
Самая печальная нота, прозвучавшая в детских рассказах, заключалась в представлении о том, что нравственность, порядочность — это категории прошлого: порядочные люди, это какие-то другие люди, жившие в прежние времена; порядочным может быть только кто-то из старших {дедушка, бабушка), но теперь они не встречаются («Все люди сейчас погрязли во лжи. Они обманывают как себя, так и других. Хотя пожилых людей можно назвать порядочными... Они выросли в более простое время, когда не было ни лжи, ни обмана...» — д., 14 л.). Не исключено, что скрытой формой отрицания возможности появления порядочных людей в наше время являются и рассказы о мальчике (девочке), уступающем (уступающей) место в трамвае. В каждом таком рассказе старушка, которой герой уступал свое место, описывалась яркими красками (которые, увы, повторялись из сочинения в сочинение): у бабушки дрожали руки, ноги, у нее была палочка и прочее, и прочее (хотя и тут правдивый рассказ себя сразу же обнаружил: мальчик уступил место, а бабуля его тут же обругала).
Но именно здесь, среди «слабеньких» протоколов встретилось то, что способно пролить свет на нравственную проблему. Даже отказываясь ее обсуждать, даже имея нарушения в нравственной сфере, ребенок способен всею душою отозваться на прямо поставленный вопрос: «что же собою представляет по-настоящему порядочный человек?» Совесть, этот таинственный внутренний голос, обнаруживает себя в самых, казалось бы, трудных случаях, и ребенок выплескивает на бумагу свое искреннее страдание: «Я еще в своей жизни не встречал порядочного человека и себя я не считаю порядочным человеком, потому что не слушаюсь учительницу, плохо веду себя на перемене» (м., 13 лет). Другой пример (особенно зачеркивания) — явный свидетель внутреннего страдания от такого не- <, соответствия и происходящего буквально «на глазах» потря-, сения, вызванного прямым вопросом о нравственном образце: * «У меня нет порядочных друзей, я пишу правду. Они все уже, i Что-нибудь совершили плохое. Например мой друг В....(в |' скобках густо зачеркнуто). Я тоже, что нибудь совершал пло- f хое и очень плохое. Например дрался, и даже иногда прино-, сИл телесные повреждения, но я (зачеркнуто) ненарочно. Я 3Делал очень много нехорошего и злово, но я извеняюсь»
b
104 МИ. Воловикова, Л. Л Гренкова
(густо подчеркнуто многими волнистыми линиями, орфография сохранена) (м., лет 12—13).
Анализ всех протоколов показывает, что у подростков есть интерес к вопросам нравственности: иногда яркий и очевидный, иногда замаскированный плагиатом и шутками, т. е. в положительной или отрицательной форме, но он есть. Самое важное, с нашей точки зрения, это те моменты (их немного), когда протокол отражал процесс осознания значимости нравственной сферы. Связано это с совестью: пониманием своего несоответствия нравственному эталону, даже если этот эталон не был представлен для ребенка в виде конкретного лица. Как эти подростки (хотя и не самые «положительные») открыты для духовного самоанализа, как они нуждаются в опыте построения исповеди! Дети, благодаря не утраченной еще искренности, способны к внутренней работе, сензитивны духовности (духовности в прямом смысле слова, т. е. способности к различению духа доброго и светлого от злого и темного, вызывающего в душе смущение, тревогу, страх). Достаточно понаблюдать, как 13-летняя девочка (возможно, несколько «вредноватая») не может написать про себя, что она — образец нравственности («этикета», по ее словам): «Однажды одна девочка из моего класса попросила у меня линейку, я ей дала. Но когда я ее попросила: «Дай мне, пожалуйста стирашку!» Но она сказала: «Отстань, я занята, не лезь!» Я считаю, что она не совсем порядочный человек, но все-таки правила этикета я соблюдаю. Ну не coeceMl*
Это «не совсем» дает надежду на нравственное исправление. Но как нужен рядом духовно опытный взрослый, и лучше всего, если бы им оказался священник. Детская исповедь, это чудо, так мало знакомое нашим современникам, а еще в конце прошлого века протоиерей Иоанн Сергиев (праведный Иоанн Кровштадский) предупреждал: «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят детей, семена всех грехов есть в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они, по неведению или невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст».
Религиозность — важнейшая черта прежней России, ныне в рассказах школьников в прямой свой форме, почти не представлена. Исключением является описание случая большого
С овременные представления о порядочном человеке 105
потрясения, вызванного смертью любимой бабушки: «...Умерла бабушка. Мне было тяжело перенести утрату. Я очень долго плакала. На похороны пришла моя близкая подруга. Видя мои страдания, она позвала меня в коридор. Поговорила и успокоила меня. Она отвела меня в сторону. Мы с ней проговорили 2 часа. Она мне говорила многое: «Ира, я тебя понимаю, тебе очень тяжело, но пойми, пожалуйста, рано или поздно это должно случиться. Но ведь жизнь на этом не кончается. Тебе еще жить и жить! Со временем эта рана заживет и тебе станет лучше. Пойми, мы не властны над жизнью человека, ибо нам ее дает мать, а забирает Господь. Ничего уже не поделаешь с этим, подружка!» Я, благодаря ей, пережила трудную минуту своей жизни...» (д., 12 лет).
Но в другой своей форме — в утверждении вечных ценностей христианства, прежде всего, любви, религиозность растворена как в детских, так и во взрослых протоколах.
Дети говорят о своей любви к бабушкам, дедушкам, мамам и папам: «Например, моя бабушка, она в самом деле культурная. Она не обзывала никого, приглашала в гости к столу, угощала сладким, она была добрый, хороший, нужный, честный человек. Она была самая красивая. И я ее очень люблю», {д., 13 л.). Они запоминают рассказы взрослых о том, как те строят свои отношения с другими людьми: «У моего дяди на редкость обостренное чувство личной ответственности. Не только за то, что делает сам, но и за дела тех, кто трудится рядом. Как-то получилось, что из-за аварии на подстанции прервалось энергоснабжение. В результате оказались «обесточенными» сразу три домны. Бригада, в которой тогда работал дядя, только что провела нелегкую вечернюю вахту. Он понимал: люди устали, имеют полное право на отдых. Поэтому сказал просто «без агитации» — «Кто может, пусть останется». И сам взялся за инструмент. Остались все. Работали до Утра, пока домны не были затушены» (д., 13 л.).
Запечатление происходит не только умом, но и всем существом подрастающего человека. Особенно запоминаются детали и события, вызвавшие большой сердечный отклик, даже ли это была встреча с незнакомым человеком: «Вот со мной s Экизни произошел такой случай. Я ехал на велосипеде по тротуару, а сзади меня ехал какой-то мальчик, он ехал за пока не стало ни кого на улице, а потом он прибавил и я прибавил ходу, но он в конце кондов догнал ме-
а ударил мне ногой по раме велосипеда, я упал, разбил себе
106 МИ Валовикова, Л Л Гренкова
руку и коленку. Я не мог даже встать. А он взял и уехал, даже не посмотрел на меня. Но хорошо, что по дороге шла порядочная женщина. Она помогла мне встать и довела меня до дома, а велосипед довез мальчик, который шел с ней. Я никогда не забуду этот случай и эту женщину с мальчиком* {и., 12 лет).
Стремление подражать образцам у подростков может быть осознанным: «У нашей семьи есть знакомый, обладающий почти всеми этими качествами, но он все же друг моих родителей, а не мой. Мне бы очень хотелось встретить такого человека в будущем самому и походить на него» (м., 13 л.).
Нравственный образец — это не перечень конкретных черт, с выбором нравственного эталона неразрывно связан поступок человека, т. е. запоминается (как мы и ожидали) другое лицо в нравственном действии. Приведем два примера (они очень яркие):
«На осенние каникулы нашему классу дали прочитать книгу, которую найдешь не в каждой библиотеке. Я не могла ее найти. Позвонив Кате, мы договорились с ней, что я к ней приеду, а она будет ждать меня на остановке. В тот день была дождливая погода, дул холодный ветер, но автобусы были забиты битком. Я ждала 1,5 часа и пошла домой. Позвонив моей однокласснице я удивилась, что Катя до сих пор на остановке. Вот что значит порядочный человек!!!» (д., 12 лет).
«У меня был случай, когда я сидел за партой в школе со своим лучшим другом и кто-то меня сзади толкнул, я вскочил и сказал, кто это сделал, но никто не ответил и я сел. А учитель в это время был за дверью и услышал мой громкий голос и зашел в класс. Он слросил, кто это сделал, я уже хотел сказать, что это я крикнул, но мой сосед встал и сказал, что это он крикнул. Он взял вину на себя, и двойку поставили ему, а не мне. Поэтому я считаю, что он порядочный человек» (м., 13 лет). Исключительность такого случая не стала исключением в наших протоколах, так как именно здесь обнаружилось то общее, что объединяет (пока) детей (школьников) и взрослых (студентов). Самые искренние рассказы связаны как раз с исключительными случаями, которые долго не забываются, оставляя в душе человека большой след.
«На одной вечеринке у моих знакомых пропала видеокассета. Заподозрили одну девушку, которая несколько раз без причины выходила из квартиры, а до этого ее уже замечали а привычке уносить чужие вещи. Ей стали угрожать, пугать и т. я-с требованием вернуть. Она отрацала свою вину. Один молодой
рпредставления о порядочном человеке 107
человек признался, что это сделал он. Он ушел домой, а кассету потом нашли — оказывается, родители дали посмотреть ее соседям* (м„ 23 г.).
В рассказах взрослых особое место заняло утверждение нравственности, сделанное через отрицание «не* (в более сильном выражении: «нетерпение ко...») — нетерпение ко лжи, к беспринципности, взятничеству, подлости, подхалимству, к предательству, не жадный, не обманьшает, не мстительный, не сплетничает, не влезает в чужую жизнь, не предаст, не подведет, не унизит другого, не выдаст чужую тайну.
Определение через отрицание у взрослых оказалось связано с возможностью доверять описываемому лицу (коэффициент ранговой корреляции по Спирмену равен 0,58; уровень значимости 0, а по группе, где было организовано доверительное общение, коэффициент корреляции еще выше — 0,77).
На теме «доверие» следует остановиться особо. Среди приводимых студентами примеров эта тема заняла центральное место. «Ему можно доверить любую тайну и он никому ее не откроет, не бросит в трудную минуту и защитит» (м., 18 л.); ♦Никогда не участвует в обсуждении чужой жизни, поступков. Можно доверить любую проблему» (ж., 19 л.); «Когда человеку становится известна какая-то соблазнительная информация интимного свойства, например, о чем-то происшедшем внутри какой-го семьи, и он сдерживается и не разбалтывает это всем знакомым...» (ж., 20 л.) Подобных примеров множество среди рассказов взрослых, что и следовало ожидать: в образец (эталон) порядочности прочно вошла способность не подчиняться давлению, осуществляемому десятилетиями на государственном уровне, требующему доносить, предавать, осуждать и обсуждать.
«Есть вещи, которые он никогда не сможет сделать, потому что это претит его внутреннему миру» (м., 18 лет).
Выбирая образ «безусловно порядочного человека» испытуемые подчеркивают в нем те черты, где «образец» не переступает нравственный закон, то есть, где у него сохранна «нравственность невинности* (слова С. Л. Рубинштейна [6]), или нравственная чистота, внутреннее чувство границ допустимого в нравственной сфере. На этих-то людей, на их поведете и ориентируются те, кто хотят оставаться нравственными Людьми. Размытость внешних границ допустимого (когда вес-111 себя «как все» может означать участие в общем нравственном падении) делает внутренние границы важными и значи-
108 ______________________________________ М И Воловикова, Л Л Гренкова
мыми не только для самих их •«обладателей», но и для многих людей, запечатлевающих их поступки.
Эти поступки, запомнившиеся нашим взрослым испытуемым (особенно в той же группе с доверительным общением), говорят о том, что совершенно противоположно словам одного из школьников: *быть порядочным человеком очень хорошо». Нет, чтобы быть образцом нравственности в глазах другого человека, нужно, по житейским меркам, стать как бы не очень сообразительным, неадаптивным.
«Когда человек М просит человека Д оказать П услугу, то человек Д не берет платы с человека М, потому что они соседи» (м., 24 г.).
«Он обращается на «Вы» к известному в деревне алкашу, которого никто не уважает. Дело в том что это показатель того, что для него в первую очередь важно, что это человек, не зависимо от того, какое он занимает социальное положение» (м., 18 д.).
«Женщине понравился женатый мужчина, но вместо того чтобы кокетничать и «уводить», она даже в сторону его не смотрит» (ж. 23 года).
«Он не воровал на заводе, хотя и был начальником», (ж., 24 года).
В общем, если резюмировать кратко, то можно воспользоваться определением одного из школьников: «Порядочность — это такой человек...» В представлениях людей, действительно, нравственность существует как некий образец (эталон). Исследование его по описательным характеристикам позволяет обрисовать общую картину нравственных приоритетов в той или иной группе людей. Но описание запечатлевшегося нравственного действия, поступка дает возможность узнать главное, что определяет выбор того или иного лица в качестве образца. В этом действии другой человек становится живым нравственным символом: символом, позволяющим узнавать в поведении, словах и даже облике как других людей, так и себя самого в разные периоды жизни, соответствие или несоответствие нравственным образцам.
В чем еще символичность нравственного образца — живого человека, запечатленного в нравственном действии или поступке? Как всякий символ он «прозрачен», т. е. в более поздних запечатлениях просматриваются ранние, идущие из детства, а через образы конкретных нравственных личностей просвечивает сам нравственный идеал — первообраз всякого добра, правды и справедливости. Возможны, наверное, такие момеН-
(7одреденкыв представления о порядочном человеке
ты человеческой истории, когда этот первообраз почти полностью закрывается от людских глаз, как туманом, всяческой неправдой и враждой. Задача исследований, подобных описанному здесь, состоит в том, чтобы проверять: видно ли еще что-то «из-за тумана», просвечивает ли еще образец правды, любви и добра и является ли он еще образцом — или «нет-эталон» заменил свое «нет» на маленький как бы плюсик.
По нашему наблюдению, между поколениями в современной российской действительности лежит некая грань, связанная с * дефицитом положительных нравственных запечатлений. Наше главное и основное богастго — «добрые люди Руси» — как бы расходовалось и расходовалось десятилетиями и сейчас слой этот истончился так, что относительно взрослым (студентам) еще удалось увидеть, встретиться с кем-то, кого они могут описать как нравственный образец, а теперешним подросткам сделать это уже труднее (напомним, что всего одна треть школьников смогла указать такое конкретное лицо). Сетования детей на то, что «нравственность» — это то, что было в прошлом, во времена дедушек и бабушек, имеют под собою и реальные основания.
У каждого народа есть свои пути поддержания и восстановления нравственности. Для России всегда большую роль играло слово — устное (рассказы, сказания), письменное (великая русская литература) и живые свидетельства — образы конкретных лодей. Нравственная чистота оставляет свой особый отпечаток ва самом лице человека, во всем его облике. Оно как бы светлеет, преображается.
Самые высокие образцы нравственности на Руси собою являли подобие Первообразу. Есть особенно почитаемый в нашем народе чин святости — преподобные. Пре-подобный — это в высшей степени подобный Богу, тот, кто, во время земной жизни принял иноческие (монашеские) обеты и соблюдал их до конца. Монашествующие, странники, юродивые Христа ради, просто нищелюбивые и добрые миряне всегда пользовались у нас особой любовью. Они поддерживали высокий образец нравственности, являя собою пример для тех, кто видел их или ОДьпцал о них. Нравственный закон запечатлевался не только в их словах, делах, но и в самом облике. Хотя бы отдаленное представление о том, как они воздействовали на других людей, может дать относительно недавнее воспоминание (опубликованное в книге О. Н. Вышеславцевой «Пастырь во времена безбожия». Спб, 1995). Его мы и предложим читателю вместо заключения.
110 __________________________________________ М. И. Боювшссад, Л. Л. Гренкова
Ольга Николаевна рассказывает о своем пребывании в монастыре: известной еще до революции Глинской пустыни, славившейся своими подвижниками. И вот, возвращаясь домой, паломница сидела в вагоне поезда, вся погруженная в воспоминания о Глинской. «Вдруг с шумом раскрывается дверь, влетает авоська, затем въезжает огромный чемодан, а на диван в полном изнеможении плюхается девушка лет 18-ти, страшно неискусно накрашенная, с торчащим во все стороны перманентом. Я ласково заговариваю с ней, предлагаю чаю, монастырского хлеба. Она ест молча, не спуская с меня глаз. Потом неожиданно спрашивает: «Откуда Вы едете?» — «Из гостей». — «Нет, этого не может быть. Из командировки? Нет, не похоже. Из санатория? Нет. Ну скажите мне, пожалуйста, мне очень надо знать, откуда Вы едете». — «Хорошо, я скажу, только Вам это будет непонятно. Я еду из монастыря». — «Я так и знала, что из необыкновенного места!» Она вдруг вскочила и убежала куда-то. Вернулась умытая, без косметики, волосы смочены и аккуратно подобраны. *Я сейчас все Вам расскажу про свою жизнь!» И она рассказала мне, что отец ее погиб на фронте, а мать во время бомбежки, когда ей было б лет.Ее отправили в детдом для сирот погибших. Когда оаа была в 4 классе, они с ребятами ходили за ягодами из интерната. И вот однажды они увидели в лесу монаха в рясе. Он молился... До самой осени ребята встречались со старичком-монахом... А осенью крестил всех детишек в Оке, но должен был уйти, не мог больше оставаться в тех местах. Напоследок долго беседовал с ребятами, учил их быть братьями и сестрами, никогда не оставлять друг друга, переписываться, если разлучат. Это был его завет. «И знаете, как мы его выполняли!» — горячо сказала моя новая знакомая. И добавила: «А ведь он очень похож на Вас, что-то у Вас в лице есть то же, что и у него».