29. И этот клад — то есть свободная воля.
35. Разрешенья — то есть освобождения от обета.
57. Пока недвижны желтый ключ и белый. — То есть пока замены обета не разрешит церковь. Белый и желтый, то есть серебряный и золотой, ключи — символ церковной власти (Ч., IX, 117-129).
60. Как четыре в шесть. — Новый обет должен быть строже предыдущего.
66. Иеффай. — По библейской легенде, Иеффай, судья израильский, обещал богу, если тот пошлет ему победу над аммонитянами, принести в жертву первое, что выйдет из ворот его дома навстречу ему. Навстречу Иеффаю вышла его единственная дочь, которую он и предал смерти.
69-72. Вождь греков — Агамемнон, принесший в жертву свою дочь Ифигению, чтобы получить от богов попутный ветер для похода против Трои.
79. А если вами злая алчность правит — как жажда победы управляла Иеффаем и Агамемноном.
86. Где мир всего живей — то есть в сторону солнца.
93. Второе царство — небо Меркурия, где поэту предстанут души честолюбивых деятелей добра.
|
|
95. Тот светоч — то есть планета Меркурий.
98. Чье естество — то есть человеческая природа.
117. Пока не кончен труд войны. — То есть: «Пока ты еще жив». Богословская терминология различает «воинствующую церковь», то есть верующих, живущих на земле, и «торжествующую церковь», то есть праведников, обитающих на небе.
129. Чуждыми лучами — то есть лучами Солнца, застилающими свет Меркурия.
ПЕСНЬ ШЕСТАЯ