Почему Бог не принял жертвы Каина

Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земли дар Господу, и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. (Быт. 4:3-5)

В тексте не объяснено, как они узнали, что Бог принял жертву одного и отверг жертву другого. Намного важнее вопрос о том, почему это было так. Это объясняется в другом месте Библии:

Верою Авель принёс Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит ещё. (Евр. 11:4)

Различие состояло в расположении сердца, выразившемся в виде принесённой жертвы: жертва невинного животного всегда одновременно символизирует смерть Мессии и признание вины того, кто приносит жертву:

без пролития крови не бывает прощения. (Евр. 9:22)

Таким образом, Каин признал свою несостоятельность и потребность в Божьей помощи. Он понял, что мы не можем принести Богу ничего самодельного. Жертвоприношение невинного животного для того, кто его совершает, представляет собой трогательное откровение, что не мы приносим жертву Богу, а Он нам! Смерть жертвенного животного должна нам ясно показать: мы должны пострадать не сами – Бог определил для того, чтобы заплатить за нас, кого-то другого. Бог не желает никакой жертвы с нашей стороны, потому что на небесах он не питается жареной бараниной и не страдает от нехватки денег. Он скорее стремится одарить нас. Однако это возможно только в том случае, если мы признаем свою потребность в помощи и явимся перед ним с пустыми руками.

Вероятно, Каин принёс свою жертву в горделивом духе, хотя мог этого и не сознавать. Его жертва символизировала: мне не нужно прощение, у меня и так всё в порядке, и дела моих рук Богу благоугодны. Мне не нужно кровавой жертвы, не нужно милости. Это путь праведности от дел, убеждения, что можно впечатлить Бога своими достижениями или «выкупить» себя у Него. Это гордыня, а в конечном итоге даже вражда против Бога. Однако Его нельзя ослепить внешним блеском. И когда Каин не соглашается, проявляется его подлинное лицо:

Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твоё? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним. (Быт. 4:5-7)

Собственно, Бог обращается к Каину довольно дружелюбно. Он указывает ему выход из состояния обиженности и призывает его господствовать над грехом в своей жизни. Однако Каин, к сожалению, не внял этому совету. Последствия были катастрофическими.

И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. (Быт. 4:8)

Описанная здесь трагедия имеет огромное значение и является пророческим указанием первого ранга. Каин и Авель – это прецедент, так сказать, «прототип» намечающейся борьбы между семенем жены и семенем змея, которой отмечена вся мировая история. Тут нам сообщается до глубины ужасающая и в то же время освобождающее знание: худший враг часто выходит из своих же рядов!

Как Каин, так и Авель с физической точки зрения были «семенем жены», и поэтому многое ожидалось именно от Каина, первенца. Однако вражда между Каином и Авелем ясно показывает, что дело вовсе не в физическом происхождении, а в том, кто «сын чьего духа». Враждуют не различные рамы или народы, а те, кто действительно даёт место Богу, и теми, кто служит ему лишь внешне. В то время как Авель жил по вере, то есть был чадом Божьим, жизнью Каина овладел сатана:

[Мы должны любить друг друга] не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. (1 Ин. 3:12)

Очень знаменательно то, что Каин вовсе не был «атеистом», открытым богопротивником. Напротив, он был в высшей степени религиозным, но несмотря на это, лютым врагом своего истинно верующего брата. Чисто внешне оба брата были «набожны», но в сердце между ними лежала пропасть. И всё это было не просто личной ссорой между братьями, а следствием борьбы двух сил, которая продолжается до сих пор и в будущем расколет весь мир на два лагеря.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: