Техника борьбы змея

… А ты будешь жалить (ивр. шуф) его в пяту (ивр. акев). (Быт. 3:15)

Змей прикован к земле, поэтому естественно то, что он нападает на части тела, которые находятся близко к земле:

Дан будет змеем на дороге, аспидом (ивр. шфифон, родственно шуф) на пути, уязвляющим ногу (ивр. акев) коня, так что всадник его упадёт назад. (Быт. 49:17)

Пятка – это такая часть тела, которая при беге первой касается земли, и сатана всегда нападает там, где мы остаёмся «приземлёнными», где у нас, например, из-за земной ограниченности нашей человеческой природы есть естественные слабости или где мы «мыслим о земном». Общеизвестным примером этого является Иаков (ивр. Яаков), чьё имя произведено от слова акев = пятка, буквально переводится как запинающий, а по смыслу имеет значение обманщик, жулик. Он был близнецом Исава, родился непосредственно после него и необычным образом держался при этом своей ручкой за пятку брата – отсюда он и получил своё имя (Быт. 25:26). Это стало для него (к сожалению) программой жизни: сначала Иаков «поймал» своего брата Исава на его человеческой слабости к хорошей еде и купил у него за блюдо из красной фасоли первородство, что, опять же, принесло его брату имя Эдом = красный (Быт. 25:30). Потом он стащил у своего отца, опять же с помощью еды, благословение первенца, причём поймал его на слабости его зрения (Быт. 27:1). Неудивительно, что Эдом возмущённо намекает на его имя:

Не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул (ивр. акав) меня уже два раза? Он взял первородство моё, и вот, теперь взял благословение моё! (Быт. 27:36)

Таким образом, «жалить в пяту» значит нападать на кого-то с коварством, «ловить» его на «узком» месте:

Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение (ивр. акав) другому, и всякий друг разносит клеветы. (Иер. 9:3)

Нападение на «пятку» человека значит лукавое улавливание доверия, беспомощности или слабостей человека. Цель в том, чтобы лишить кого-то его прав или даже жизни:

Собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою. (Пс. 55:7)

Но в случае со змеёй ясно одно: она может «хватать» только ядовитыми зубами, поэтому её укус означает верную смерть. Поэтому в пророчестве Быт. 3 сказано, что «семя жены» в любом случае должно умереть. Следовательно, центральной характеристикой истинного «семени жены» является готовность отдать свою земную жизнь. Поскольку змея, если его сразу схватить за голову, уже не может ужалить в пяту, следует ожидать такого развития событий:

· змей подстерегает семя жены и жалит его в пяту. Исходя из оттенка, имеющегося в слове пята, следует ожидать, что при этом некоторую роль будет играть коварство;

· после этого семя жены хватает змея за голову и побеждает его.

«Родословие неба и земли»

Из обетования о «семени жены» становится ясно ещё одно: последуют новые поколения, новые толедот, из которых произойдёт тот, кто, наконец, поразит змея в голову. Поскольку приговор Бога был направлен против самого сатаны, было ясно, что он постарается сделать всё, чтобы помешать приходу обещанного потомка, даже уничтожить его в зародыше.

В повествовании об Эдемском саде речь идёт не об одном эпизоде, а о вехе в мировой истории и указателе пути дальнейшего развития! Во всей Библии описывается предсказанная здесь решительная борьба, которая приведёт к падению сатаны и окончательной победе «семени жены»! «Родословие», начавшееся с сотворения, становится красной нитью, проходящей через всю Библию. С одной стороны, там есть человеческие родословия, ведущие к обетованному Мессии, который победит сатану. А параллельно с этим идёт духовное родословие, в которых люди, возрождаясь, становятся частью небесного родословного древа.

«Мать всех живущих»

И нарек Адам имя жене своей: Ева (Хавва = жизнь), ибо она стала матерью всех живущих. (Быт. 3:20)

Конечно, тут не имеется в виду, что она стала и матерью всех зверей! Ева стала τύπος [тюпос], прообразом «невесты». Поэтому сказанное о ней имеет двойной характер. С одной стороны, они относятся к земному уровню и исполняются «буквально», с другой, они относятся и к духовному уровню, и указывают на невидимую реальность.

На земном уровне Ева была физической матерью, то есть, прародительницей «семени жены», которое должно было победить сатану и смерть. Поскольку всё мироздание получает свою временную и вечную жизнь именно от этого Мессии, она в определённом смысле действительно «мать всех живущих». В этом проявляется то, что Бог в совершенно невероятной мере связывает Себя и Свои действия на земном уровне. Сильнее всего это выражается, конечно, в рождении Сына Божьего как смертного человека, сына женщины.

На духовном уровне Ева символизирует «невесту», то есть общность всех исповедующих веру. С помощью неё Бог приводит людей к возрождению и затем заботиться о духовном возрастании этих «новорождённых», пока они, пройдя через младенчество и «отрочество», не станут зрелыми «взрослыми людьми»:

… для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами... (Еф. 4:12-14)

В образе Евы, «жены», как «матери всех верующих» подчёркивается, что каждый человек, если он хочет победить сатану и получить истинную жизнь, должен «родиться от Бога». Жена символизирует личные отношения между Богом и человеком. Вряд ли есть более сильный земной образ того, как возникает новая духовная жизнь: через непосредственное, личное общение с Богом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: