Правовое регулирование: методы, способы, типы. Правовой режим

В системе правового регулирования принято выделять:

1) правовое воздействие – это и обще, и специальное воздействие на общественные отношения. Пр., норма права уже не существует в тексте НПА, но в сознании человека продолжает оставаться, а значит воздействует на его поведение.

2) Правовое регулирование – регулирование на основе НПА и иных источников права.

Правовое регулирование не происходит на основе позитивного права. Т.к. оно исходит от государства, поддержано государством и гос-во способно привлечь за его нарушение к юр.ответственности.

Т.е. позитивное право лежащее в основе механизма правового регулирования обладает особым механизмом, обеспечивающий его реализацию в жизни общества только юр.способами.

Таким образом, правовое регулирование – это целенаправленный, результативный нормативно-организационный процесс воздействия на отдельные общ.отошения.

В сферу правового регулирования попадают только те отношения, которые имеют следующие признаки: 1) отражают общесоциальную значимость, 2) в этих отношениях реализуются взаимные интересы, но при этом каждый из участников вынужден в чем то ущемить свой интерес во имя интересов другого, 3) участники отношений готовы соблюдать определенные правила, 4) эти отношения всегда подкрепляются силой гос.воздействия.

Разнообразие общ.отношений можно сгруппировать:

1) отношения людей по обмену материальными или нематериальными ценностями

2) отношения к властному управлению обществом

3) отношения по обеспечению правопорядка. Все эти отношения и будут составлять предмет правового регулирования.

Предмет – это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правовой регламентации.

Применительно к предмету правового регулирования выделяются методы, способы, типы и правовые режимы.

Методы правового регулирования: 1) метод децентрализованного регулирования. Суть: скоординировать действия субъектов с целью удовлетворить их частные интересы. Способ правового регулирования: диспозитивный. Предоставляет участнику правовых отношений субъект.права и делигирует ему право совершать определенные действия по своему усмотрению.

2) императивный метод. Базируется на субординации участников общественных отношений и предполагает 2 способа правового регулирования: обязывание, как предписание совершить какие либо действия и запрет на совершение каких-либо действий.

В качестве доп-х способовможет выступить принуждение(возложение юр.ответ-ти за правонарушене). Этот способ дополнительный, потому что он представляет особый вид обяз-ти.

В современной литературе принято говорить о 2 типах правового регулирования:

1) дозволено всё, кроме прямо запрещенного в законе

2) запрещено всё, кроме прямо разрешенного.

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;

имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Режим правового регулирования представляет собой систему средств и приемов регулятивного воздействия, устанавливающих особый порядок возникновения, осуществления и обеспечения комплекса прав и обязанностей субъектов права, действующий в границах общих положений и принципов.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

по предмету правового регулирования - конституционный, административный, земельный и т. д.;

по их юридической природе - материальный и процессуальный;

по содержанию — валютный, таможенный, пошлинный и т. п.;

по субъектам, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, гражданства, граждан и т. д.;

по функциям права — режим особого регулирования и особой охраны;

по формам выражения - законный и договорный;

по уровню нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральный, региональный, муниципальный и локальный.;

по сфере использования - внутригосударственный и межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и проч.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: