Зачем ссора

Азачем им это надо? Для чего они — и другие дети — устраивают и играют ссору?

Ну как...

В ссоре всегда живет радость мести. Мести кому — вопрос другой. Месть непосредственно партнеру за слово минуту назад. Или — за отсутствие теплоты на прошлой неделе. Или — за отсутствие любви двадцать лет назад.

· Двадцать лет назад мы почувствовали, что родители нас не любят, и теперь мстим им в лице партнера. В лицо партнеру.

Далее. Большая Ссора на фоне Большой Любви — это смотрится. Это — События, это — Круто. Есть что попереживать, будет что повспоминать.

Они — Герои этих Событий, и это волнительно. Они смелы, решительны и рубят сплеча, как власть имеющие. Помните: "Ну и вали тогда отсюда!" — и глаза горят.

· Тут собой можно даже повосхищаться.

Ну, естественно, ссора даст каждому из них возможность пострадать, и тогда каждому из них можно будет себя пожалеть.

· А это вообще вкуснее всего.

И, почти всегда, ссора — это неотъемлемый компонент их исследовательской работы. Конкретно, в ней они исследуют игровое поле своих взаимоотношений: опорные пункты каждого, силу нападения и надежность защиты, заинтересованность друг в друге и соответственно перспективы быть хорошо накормленным.

· Так, чтобы самому есть рядом с другим от пуза, а расплачиваться по минимуму.

И в этом отношении их ссора мало чем отличается от их любви; эти игры растут из одного корня и прикрывают мотивы очень схожие. Меня не восхищает их любовь и не корежит их ненависть — потому что здесь нет ни любви, ни ненависти. А что есть? Есть обычное решение каждым своих личных проблем с использованием другого.

Да, и еще, мне подсказали самое главное: люди играют в игры тогда, когда у них нет — настоящего.

люди играют в игры тогда, когда у них нет - настоящего

Иногда об этом говорят другими словами: игры кончаются тогда, когда человек находит свой Путь. Начинается его Настоящее — и тогда кончаются его игры.

Маленькая Верочка, или
Творение великого профессора

Пока не покажут — не увидишь. Пока мне Берн не под­сказал, что каждый ребенок является Профессором Психологии, я пребывал в расхожем мнении, что я умный, а ребенок — это ребенок.

· А как же иначе? Ведь если мы с возрастом умнеем, а все равно умные не очень, значит, в детстве — мы совсем глупенькие. Логично?

Все логично, но, похоже, в жизни все не так, и начинаешь это видеть с того момента, как только спокойно взглянешь на ребенка — любого маленького ребенка! — и увидишь в нем Гения Общения. Только приглядись — без предубеждения и сюсюканья: "Ах, маленький!", и ты увидишь, какой это психолог-виртуоз, как он тонко и свободно обрабатывает ситуацию, делая ее такой, какая устраивает его.

Верочке два года, к маме в гости пришли новые дяди и что-то оживленно обсуждают, рисуя на листочках цветными фломастерами. Верочка подходит так, чтобы она видела всех и чтобы все видели ее. Естественно, на нее обращают внимание, и вот к ребенку приветливая улыбка и звучит вопрос:

– Как тебя зовут?

–......

Верочка внимательно молчит и заинтересованно смотрит. Вот еще, зачем ей отвечать — просто так?

Суетливо и немного тревожно включается мама:

– Ну ты что — как тебя зовут? Что ты не говоришь?

Ладно, выждав паузу, Верочка включает на лице изображение наивного испуга и жмется ближе к маме:

– Не знаю!

И прячется за мамину юбку.

· Хотя, если приглядеться, ее довольные глаза улыбаются.

Мама в растерянности, чего это дочка забыла то, что прекрасно знает; она чувствует себя немного неловко и торопится свою маленькую дочку обнять, чтобы, конечно, защитить. По сути, она просит дочку сделать ей одолжение: "Ну, будь умницей, ответь, как полагается!"

· Дочка рассматривает гостей и ситуацию и, похоже, на просьбу мамы реагировать не торопится. Вот еще, приучать...

Вот уже включились и начали срочно улыбаться гости. Во-первых, в сторону мамы, чтобы та увидела их поддержку и перестала так комплексовать: "Да нет, вы хорошая мама, ваша репутация вовсе не подмочена!", а также в сторону Верочки — чтобы извиниться за то, что они такие страшные. Все же знают, что хороших людей маленькие дети не боятся, и если Верочка будет упорствовать, то...

· Верочка, мы же хорошие, правда! Ну пожалуйста!

С другой стороны, довольны все, потому что мама демонстрирует своего любимого ребенка, взрослые переживают, какие они большие и могучие, а ребенок получает великанские порции внимания.

· А устроила все это — маленькая Верочка.

Но уже пора, пауза задерживается, и Верочка делает следующий ход:

– Мам, а во что они там играют? (И тянет за руку.)

– Тебе интересно? Ну, пойдем посмотрим!

(...Как ни странно, Верочка стоит и никуда не идет.)

– Ну, ты что?

– Я боюсь.

Есть! Простенькое "Я боюсь", и ситуация снова создана! Мамочка снова крутится вокруг Верочки-Солнышка, уговаривает ее не бояться и по-другому пытается сдвинуть с места. Вера же довольно стоит, небрежно кушает внимание мамы и спокойно, я бы сказал просветленно-эпически, рассматривает то, на что она смотрела и раньше. Легчайшим движением души девочка повернула души всех взрослых к себе, сделала себя центром Вселенной, а конкретно теперь оценивает маму, сумеет ли та справиться с ее страхом.

· Очевидно, что та справится с ним не раньше, чем разрешит ей маленькая Верочка.

Расчет был, как всегда, точным: если бы она изначально не сделала интерес, никто не стал бы работать с ее "я боюсь".

· Боишься — ну и не пойдем.

Если бы она показала интерес и не сделала "боюсь", она бы просто вблизи посмотрела бы на то, что видела и так — что неплохо, но бедновато. А сделав связку "интересно" и "боюсь", помноженную на "я милая и слабая", она взяла ситуацию в свои руки и повязала всех взрослых стальными канатами.

· Без всякого напряжения. Ведь это — детские игры для Великого Профессора.

Не вижу никаких оснований предположить, что Великий Профессор с возрастом теряет свою квалификацию. С возрастом — уточняется набор выигрышных игр, осваиваются новые, еще более тонко работающие и дающие ему максимальные выигрыши.

· Или максимальные проигрыши его партнерам по играм.

Тем не менее тут все предельно честно, хотя бы потому, что — не будем забывать, против каждого Великого Профессора каждый раз играют ничуть не менее слабые профессионалы. Вместе с Верочкой эту ситуацию подготовила и разыграла ее мама, разрешили и развернули другие взрослые — каждый сыграл одну из своих коронных ролей.

· Идет Жизнь, то есть самая веселая и великая Игра.

Поэтому — не будем наивными. Если мы в жизни видим неловких, пугливых, слабых и совершенно беспомощных людей любого возраста, то мы можем быть уверены, что это — только маска. Это каждый раз творение Великого Профессора от психологии, его талантливо найденное театральное облачение, его каприз и его максимальное наслаждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: