Политические идеи Древнего Вавилона

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА


ПЛАН

1. Политические идеи Древнего Вавилона ………………………………

2. Политическая мысль Индии …………………………………………...

3. Характер политической мысли Китая ……………………………….


"Политика представляет собой древний всеобщий опыт;

Искусство и наука политического анализа развивались

на протяжении нескольких тысячелетий в различных районах земного шара"

(Р. А. Даль).

ВВЕДЕНИЕ

Политическая наука в строгом смысле этого понятия сложилась не сразу. Ее формированию предшествовал длительный период развития политической мысли и политических учений в разных странах мира.

Истоки ранних политических учений следует искать не в строгих политологических трактатах, а в мифологии и древнейших философско-религиозно-политических учениях стран Азии, поскольку именно в этом обширнейшем макрорегионе возникали и развивались первые на земле государства, для успешного функционирования которых были жизненно необходимы определенные политические правила, нормы и принципы их существования, а также управления обществом.

Политические идеи и учения в древности были проникнуты мифологическими, религиозными представлениями: политика рассматривалась как результат божественного предначертания и правления, высшие правители считались исполнителями божественной власти на земле, их полномочия объявлялись священными, власть – неприкосновенной и наследственной, социальное неравенство – предопределенным и рациональным. В древнейших государствах Востока сложилась своеобразная религиозно-политологическая идеологическая система, которая обосновывала существовавший социальный порядок, освящала и легитимизировала соответствующие нормы и правила поведения.

Ранние цивилизации Древнего Востока считаются древнейшими. С анализа их политико-мифологических идей целесообразно начинать изучение мировой политической и правовой мысли.

Политические идеи Древнего Вавилона

К числу древнейших политико-правовых документов относятся «Законы из Эшнунны» – небольшого государства, располагавшегося недалеко от Вавилона две тысячи лет до н.э. В этом документе дается яркая характеристика социальной структуры государства Эшнунны: царь, наместник, богатый торговец или ростовщик – «тамкар», свободный человек, ремесленник, раб, а также раскрываются имущественные и правовые отношения между ними.

Характер власти и законов ярко выражен в древне-вавилонском политико-правовом памятнике «Законах Хаммурапи, Царя Вавилона» (XVIII в. до н.э.).

Изображая свое законодательство как осуществление воли богов, Хаммурапи провозглашал: «“По велению Шамаша, великого судии небес и земли, да сияет моя справедливость в стране, по слову Мардука, моего владыки, да не найдут мои предначертания никого, кто бы отменил их» [1].

«Законы Хаммурапи» состоят из 282 статей, полностью сохранилось 247. Некоторые статьи удалось восстановить по документам библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала. Сборник «Законов Хаммурапи» не представляет собою систематической обработки действующего законодательства. Это – не что иное, как приведение в известный порядок случаев из судебной практики, взятых из древне-вавилонского гражданского и уголовного права.

Широко использовались различные наказания за соответствующие проступки: «Если кто-нибудь ударит по щеке лицо высшего положения, то должно публично ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи. Если врач, делая кому-нибудь тяжелый надрез бронзовым ножом, причинит смерть этому человеку или, снимая с чьего-нибудь глаза бельмо, повредит глаз этого человека, то ему должно отсечь руки. Если раб скажет своему господину: «ты – не господин мне», то, по изобличении его им, как своего раба, его господин может отрезать ему ухо». «Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы».

Классовое содержание «Законов Хаммурапи» не вызывает сомнения. Наиболее строгие меры наказания предусмотрены против государственного, храмового и крупного частного имущества.

Политическое значение «Законов» состоит в том, что Хаммурапи, объединив в единое государство разные народы, попытался дать им всем общее законодательство, которое затем действовало длительное время и отразилось в более поздних политико-правовых документах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: