Труд Секста Помпея Феста «О значении снов» (II в.) – это толковый словарь, составленный на основе конспекта аналогичного словаря ученого эпохи Августа Веррия Флакка.
Гражданин муниципия - тот, кто в муниципии рожден свободным. Также тот, кто исполняет гражданскую обязанность, принадлежа к другому народу. Также тот, кто в муниципии освободился от рабства у гражданина муниципия. Гражданами муниципиев были также те, кто присоединился к римлянам, имея другое гражданство, кому не позволялось занимать магистратуру, а разрешалось исполнять лишь часть гражданской обязанности, каковыми были жители Кум, Ацерры, Ателлы, являвшиеся римскими гражданами и служившие в армии, но не занимавшие почетных должностей.
Гражданская обязанность означает долг по отношению к тому, кому надлежит исполнять обязанностъ. А также дар, который дается ради исполнения долга.
Гражданином муниципия, как говорит Эллий Галл, является тот, кто в муниципии рожден свободным. Также тот, кто исполняет гражданскую обязанность, принадлежа к другому народу. Также тот, кто в муниципии освободился от рабства у гражданина муниципия. А Сервий сын говорил, что сначала ими были те, кто являлся гражданами при условии, что их государство по-прежнему независимо от римского народа. Он называет жителей Кум, Ацерры, Ателлы, которые и римскими гражданами были, и служили в армии, но не занимали почетных должностей.
|
|
Муниципальными святынями называются реликвии, которые имели первоначально до принятия римского гражданства, почитание которых санкционировали понтифики, причем оно совершается по издавна установленным обрядам.
Муниципий объединяет тех, кто во время присоединения к Риму не имел римского гражданства, однако участвовал во всех делах, чтобы вместе с римскими гражданами исполнять гражданскую обязанность, за исключением голосования или занятия магистратуры, каковыми были жители Фунд, Формий, Кум, Ацеллы, Ланувия, Тускула, которые через несколько лет получили римское гражданство. В другом случае речь идет о том народе, чья гражданская община целиком вошла в римское государство, как произошло с жителями Ариции, Цере, Анагнии. В-третьих, речь идет о народе, у которого при вхождении в римское государство были свои муниципии и колонии, как у жителей Тибура, Пренесте, Пизы, Урбина, Нолы, Бононии, Плаценции, Непета, Сутрия, Луки.
Муниципальными святынями назывались те, которые почитались до основания Рима.
Хрестоматия по истории Древнего Рима/ Под ред.
В.И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 1987. - С. 233-234.