Культура первой половины XIX века

------------------------------------------------- -О-----------------

В период царствования Александра I окончательно оформилась еди­ная система образования в России, которая включала в себя низшую ступень образования (одногодичные церковноприходские школы для детей всех сословий), среднюю (уездные училища п гимназии, куда не принимали детей крепостных), высшую (старые университеты, действо­вавшие в Москве и Петербурге, и новые, открытые в то время в Виль-не, Казани, Харькове и Дерите). Помимо университетов существовали и другие высшие учебные заведения: Медико-хирургическая акаде­мия и Главный педагогический институт в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков в Москве, Московское коммерческое учи­лище и ряд других духовных, военных, технических училищ и акаде­мий. Дворяне, по-прежнему, предпочитали обучать детей в закрытых учебных заведениях и частных пансионах. Были открыты лицеи: Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле. Ришель-евский в Одессе, Нижинский на Украине.

Возрос интерес к книге, повысилось ее значение в общественном развитии. В 1814 г. в Санкт-Петербурге был открыта публичная биб­лиотека, в которой работали выдающиеся современники И. А. Кры­лов, К. Н. Батюшков, А. II. Оленин, А. А. Дельвиг. Число периоди­ческих изданий за полвека увеличилось в 3,5 раза (до 2.30 наименований). Киши и периодические издания стали рассылаться читателям по по­чте. Широкое развитие получили художественные выставки.

Впечатляющих успехов добилась российская наука. В 1819-1821 гг. в ходе научной экспедиции М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузе­на I! 1820 г. была открыта Антарктида. Были сделаны географические открытия в Тихом, Ледовитом океанах, на Аляске и в нижнем течении Амура. В 1845 г. было создано Русское географическое общество, вне­сшее заметный вклад в изучение географии России и других стран.

.За полвека русскими учеными были сделаны многие научные от­крытия, проведены фундаментальные исследования в различных обла­стях знании. II. П. Лобачевский предложи/! ученым пользоваться неевклидовой геометрией. В. В. Петров выдвинул идею о примене­нии вольтовой дуги для сварки и плавления металлов. II. Л. Шил­линг сконструировал в Петербурге первую линию электромагнитного телеграфа. Б. С. Якоби сделал ряд открытий в области создания электродвигателя и основ гальванотехники. П. П. Аносов своими работами заложил фундамент развития металлургии высококачествен-


ной литой стали, раскрыл утерянный в средние века секрет изготовле­ния булатной стали.

Крепостные механики Е. Л. и М. Е. Черепановы построили па Нижнетагильском металлургическом заводе паровую железную дорогу. Профессора Казанского университета Зинин и Л. М. Бутлеров создали лучшую в России химическую школу, много сделали для раз­вития хлопчатобумажной промышленности.

Профессор Медико-хирургической академии II. И. Пирогов стал основоположником военно-полевой хирургии. Его открытия особенно пригодились is период Крымской войны 185.'5-1856 гг. Благодаря при­менению наркоза при операциях на поле боя и введения неподвижной гипсовой повязки были спасены жизни тысяч солдат и офицеров русской армии.

Важным событием в общественно-культурной жизни страны стал выход в свет многотомной «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, а также публикации крупнейшего ученого-медиеви­ста Т.Н. Грановского.

Основным направлением в литературе первых десятилетий XIX в. был романтизм. Его представляли поэты-романтики В. А. Жуковский, декабристы, а также авторы исторических романов А. А. Бестужев-Марлинский и М. Н. Загоскин. Огромна роль А. С. Пушкина в разви­тии русской национальной литературы и культур!)]. У истоков пере­хода от романтизма к реализму наряду с А. С. Пушкиным стояли М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь.

Несмотря на монополию императорских театров и цензуру, театр играл все более заметную роль в культурной и общественной жизни страны. После раздела Петровского театра в Москве па Мальв! и Боль­шой театры, is первом стали ставить драматические, а во втором опер­ные и балетные спектакли. Наиболее авторитетным, более официаль­ным, чем театры Москвы, был Александрийский театр в Санкт-Петербурге1. Звездами русской сиены тех лет были замечатель­ные русские4 актеры II. С. Мочалов. М. С Щепкин, Е. С. Семенова, В. А. Каратыгин, А. Е. Мартынов и др.

Произошло становление русской музыкальной классики, националь­ной шкоды в музыке. Выдающийся русский композитор М. И. Глин­ка стал родоначальником основных жанров отечественной профессио­нальной музыки, создателем национальной русской оперы («Жизнь за царя» пли «Иван Сусанин»). Заметным явлением музыкального ис­кусства являлось творчество А.С. Даргомыжского, создателей извест­ных романсов А. С. Варламова, А. А. Алябьева и А. Гурилева.


В архитектуре стал утверждаться новый стиль - русский ампир. Он продолжил традиции классицизма, делая акцепт на синтезе архи­тектуры и скульптуры. Наиболее выдающимся архитектором тех лет был К. И. Росси, который по масштабам созданного значительно пре­взошел всех современников (здания Главного штаба и Министерств па Дворцовой площади, ансамбль Михайловского дворца. Александрийс­кого театра, здание Сената и Синода, Михайловский театр, ряд зданий в пригородах Петербурга).

Выдающимися зодчими были О. Монферран (Исаакпевскпп со­бор, Александровская колонна (Александрийский столп), дом князя Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади), А. Д. Захаров (зда­ние Адмиралтейства), А. В. Воронихин (Казанский собор, Горный ин­ститут), В. II. Стасов (Московские и Нарвские Триумфальные ворота, казармы Павловского полка, Преображенский собор), Тома де Томон (Ростральные колонны и здание Биржи), А. П. Брюллов (здание Ми­хайловского театра, Пулковская обсерватория, Штаб гвардейского кор­пуса на Дворцовой площади, лютеранская церковь Петра и Павла на Невском проспекте), А. И. Штакеншнейдер (Мариинский дворец па Исаакиевской площади, дворец Белосельских-Белозерских). В созда­нии скульптурного декора построенных в Петербурге зданий прини­мали участие русские ваятели С. С. Пименов, В. И. Демут-Малнновс-кий, Ф. Ф. Щедрин.

Своеобразие московского ампира заключалось в большей мягкости, интимности форм, что было свойственно зданиям и ансамблям, создан­ным в Москве О. И. Бове (здание Манежа, Триумфальные ворота), Д. И. Жилярди (Конный двор, здание Опекунского совета, здание Мос­ковского университета).

Получил распространение и русско-византийский стиль. Ведущим архитектором этого направления был К. А. Тон (Большой Кремлевс­кий дворец, здание Малого театра, Оружейная палата, два одинаковых вокзала в Москве и Петербурге).

Наиболее ярким представителем романтизма в живописи был О. А. Кипренский, создавший галерею прекрасных портретов, в том числе и портрет А. С. Пушкина. Романтизм нашел самостоятельную образную концепцию и в творчестве В. П. Тропинина, по-своему запе­чатлевшего великого русского поэта.

Талантливым представителем классицизма был К. II. Брюллов, в работах которого (портрет графа А. А. Перовского, портрет графа А. К.Толстого. «Итальянский полдень». «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалией


Паччини», «Всадница») сочетались черты различных художественных направлений. Крупнейшим произведением К. П. Брюллова и самым знаменитым произведением русской живописи первой половины XIX в. стала картина «Последний день Помнен». Мастером академической живописи, соперничавшим с К. И. Брюлловым, был Ф. Бруни («Мед­ный змий», «Вакханка, поящая Амура»).

Главным творением выдающегося художника первой половины XIX в. А. А. Иванова, делом всей его жизни стало полотно «Явление Христа народу», которому художник отдал 20 лет своего труда.

Основоположник бытового жанра А. Г. Венецианов в своих полот­нах воспевал повседневную жизнь крестьян, красоту их труда («Гум­но», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Девушка в платке», «Зна­харка»).

Родоначальником критического реализма в изобразительном искус­стве стал П. А. Федотов, картины которого («Сватовство майора», «Све­жий кавалер», «Завтрак аристократа») отразили сложные социальные процессы российского общества первой половины XIX в.

Российские скульпторы стремились в своих работах осмыслить идею гражданского подвига и долга. Произведения известных мастеров (па­мятники Барклаю де Толли и Кутузову у Казанского собора Б. И. Орловского, Минину и Пожарскому в Москве И. П. Мартова, скульптурная группа «Укрощение копя» на Аничковом мосту в Петер­бурге и памятник баснописцу И. А. Крылову в Летнем саду П. К. Клодта, скульптуры Н. С. Пименова «Парень, играющий в баб­ки», «Мальчик, просящий милостыню», фигуры атлантов, украшающие портик здания Нового Эрмитажа А. И. Теребелева) стали заметным явлением в художественной жизни России.


Культура второй половины XIX века

Набиравшие в России силу капиталистические отношения требо­вали более высокого культурного уровня общества, большей образо­ванности граждан. По инициативе демократической общественности стали распространяться различные формы внешкольного образования. В конце 18.10-х гг. начала создаваться воскресные школы. В 60-е годы XIX столетия российское правительство провело реформы школьного образования, согласно которым система начального образования вклю­чала школы, подчиненные Министерству народного просвещения, цер­ковноприходские и земские. Благодаря, прежде всего, существованию земских школ к 1897 г. в стране были грамотными более 21°« населе­ния. Основными учебными заведениями, дававшими среднее образо­вание, по-прежнему, оставались гимназии. Существовали реальные и классические гимназии.

Были открыты новые университеты в Одессе и Томске. С 1863 г. университеты получили автономию. В них были сосредоточены луч­шие научные силы. Возникла сеть новых специальных высших учеб­ных заведений. В 1878 г. с появлением Бестужевских высших женских курсов началась история высшего женского образования в России, хотя юридически правительство признало факт существования высшего образования для женщин только в начале XX в. К концу XIX в. в России насчитывалось свыше 60 государственных высших учебных заведений.

В пореформенной России значительно вырос рынок книжной п журнальной продукции, широко развернулась деятельность многочис­ленных книжных издательств. Большое развитие получили библиоте­ки, музеи, выставки. В 1862 г. в Москве в составе Румянцевского музея была открыта библиотека (ныне Российская государственная библиоте­ка). В 1872 г. был организован Политехнический музей. В 1893 г. II. М. Третьяков передал собрание своих картин Москве. Так было положено начало формированию Третьяковской галереи.

Учеными России в то время были сделаны открытия, имевшие мировое значение. С именем Д. И. Менделеева связано открытие од­ного из основных законов естествознания - периодического закона химических элементов. А. М. Бутлеров открыл закон связи атомов, соединяющихся в молекулу. К. А. Тимирязев исследовал явление фотосинтеза, заложил основы отечественной агрономии. Важнейшие открытия в физиологии сделал И. М. Сеченов, создавший физиоло


гическую школу. И. И. Мечников заложил основы учения об имму­нитете, основал первую в России бактериологическую станцию.

Во второй половине XIX в. были достигнуты крупные успехи в области физики. П. Н. Яблочков изобрел «свечу Яблочкова» - пер­вую практически пригодную дуговую электрическую лампу. Л. Н. Ло-дыгин создал лампу накаливания. Открытием мирового значения ста­ло изобретение А. С. Поповым радиотелеграфа.

Мировое признание получили труды русских математиков П. Л. Чсбышева и С. В. Ковалевской. Над созданием первого рус­ского самолета работал А. Ф. Можайский. Основоположником совре­менной аэродинамики стал Н. Е. Жуковский. Первые исследования в области аэро- и ракетодинамики провел К. Э. Циолковский. Основоположником отечественной хирургии стал Н. И. Пирогов.

Русское императорское географическое общество провело ряд важ­ных экспедиций. П. II. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский и Ч. Ч. Валиханов исследовали районы Средней и Центральной Азии, Сибири. Н. Н. Миклухо-Маклай сделал ряд открытии в области гео­графии и этнографии во время путешествии в Юго-Восточную Азию, Австралию и Океанию.

Были достигнуты успехи и в гуманитарных науках. Капитальный труд С. М. Соловьева «История России с древнейших времен» (было издано 29 томов) стал видным достижением исторической науки. Боль­шой вклад в ее развитие внес и В. О. Ключевский, работы которого (в частности, «Курс русской истории») до сегодняшнего дня являются одним из высших достижений отечественной исторической шкоды. Важную работу в области русской фольклористики продела.! В. И. Даль. Его «Толковый словарь живою великорусского языка» не утратил своего научного и практического значения и сегодня.

В послереформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы. Их авторами были И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, А. Н. Островский, Л. II. Толстой, А. II. Чехов, ставшие1 классиками не только русской, по и мировой литературы. Пре­красные стихи были написаны Ф. И. Тютчевым и А. А. Фетом.

Основными центрами театральной жизни страны продолжали оставаться Малый и Александринский театры. Однако и в провин­ции более чем в 100 городах давали представления местные театры.Звездой Малого театра в Москве была М. П. Ермолова. Значитель­ным успехом пользовались актеры Садовский, Сгрепетова, А. Е. Мартынов и др. Заметным явлением в Европе стал русский балет. Одним из центров российской балетной школы был Император-


скип Мариинскнй театр. В конце XIX в. на его сцене блистала П. Ф. Кшесинская.

В музыке во второй половине XIX в. появилась плеяда талантли­вых композиторов мирового уровня. Огромную роль в развитии музы­кальной культуры сыграло творческое1 объединение композиторов «Могучая кучка» в составе М. Л. Балакирева, М. П. Мусоргского, Ц. А. Кюи, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова.

Величайшим композитором стал 11. И. Чайковский, оставивший обширнейшее творческое наследие в области балетного, оперного, сим­фонического и камерного музыкального искусства.

Ведущим направлением в изобразительном искусстве стало пере­движничество. В ноябре 1863 г. 14 талантливых выпускников Акаде­мии художеств во главе с И. Н. Крамским покинули Академию и отказались участвовать в конкурсе на золотую медаль. Часть из них образовала в 1870 г. «Товарищество передвижных художественных выставок» (И. II. Крамской, В. Г. Перов, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедов. И. И. Левитан, И. И. Шишкин, И. Е. Репин и др.), устроив в стра­не около пятидесяти художественных выставок.

К концу XIX в. влияние передвижников на художественную жизнь страны несколько спало. Им на смену пришли такие мастера кисти, как В. А. Серов, В. М. и А. М. Васнецовы, М. В. Нестеров и др.).

В архитектуре второй половины XIX в. утвердился псевдорусский стиль в духе традиций древнерусского зодчества (архитекторы В. О. Шервуд, А. А. Семенов - здание Исторического музея в Моск­ве). На смену псевдорусскому стилю пришел (М. Е. Месмахер - музеи Училища Штиглица, дворец великого князя Михаила Михайловича, дво­рец великого князя Алексея Александровича). Развивалось творчество А. И. Штакеншнейдера (Николаевский и Новомихайловский дворцы в Петербурге), К. А. Тона (Храм Хориста Спасителя в Москве).

Новые достижения в развитии русской скульптуры были связаны с творчеством II. К. Клодта (памятник Николаю 1 на Мсаакисвской площади); М. М. Антокольского («Иван Грозный», «Петр I», «Ярос­лав Мудрый», «Нестор-летописец»), А. М. Опекушина (памятник А. С. Пушкину в Москве).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: