------------------------------------------------- -О-----------------
В период царствования Александра I окончательно оформилась единая система образования в России, которая включала в себя низшую ступень образования (одногодичные церковноприходские школы для детей всех сословий), среднюю (уездные училища п гимназии, куда не принимали детей крепостных), высшую (старые университеты, действовавшие в Москве и Петербурге, и новые, открытые в то время в Виль-не, Казани, Харькове и Дерите). Помимо университетов существовали и другие высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия и Главный педагогический институт в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков в Москве, Московское коммерческое училище и ряд других духовных, военных, технических училищ и академий. Дворяне, по-прежнему, предпочитали обучать детей в закрытых учебных заведениях и частных пансионах. Были открыты лицеи: Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле. Ришель-евский в Одессе, Нижинский на Украине.
Возрос интерес к книге, повысилось ее значение в общественном развитии. В 1814 г. в Санкт-Петербурге был открыта публичная библиотека, в которой работали выдающиеся современники И. А. Крылов, К. Н. Батюшков, А. II. Оленин, А. А. Дельвиг. Число периодических изданий за полвека увеличилось в 3,5 раза (до 2.30 наименований). Киши и периодические издания стали рассылаться читателям по почте. Широкое развитие получили художественные выставки.
Впечатляющих успехов добилась российская наука. В 1819-1821 гг. в ходе научной экспедиции М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена I! 1820 г. была открыта Антарктида. Были сделаны географические открытия в Тихом, Ледовитом океанах, на Аляске и в нижнем течении Амура. В 1845 г. было создано Русское географическое общество, внесшее заметный вклад в изучение географии России и других стран.
.За полвека русскими учеными были сделаны многие научные открытия, проведены фундаментальные исследования в различных областях знании. II. П. Лобачевский предложи/! ученым пользоваться неевклидовой геометрией. В. В. Петров выдвинул идею о применении вольтовой дуги для сварки и плавления металлов. II. Л. Шиллинг сконструировал в Петербурге первую линию электромагнитного телеграфа. Б. С. Якоби сделал ряд открытий в области создания электродвигателя и основ гальванотехники. П. П. Аносов своими работами заложил фундамент развития металлургии высококачествен-
ной литой стали, раскрыл утерянный в средние века секрет изготовления булатной стали.
Крепостные механики Е. Л. и М. Е. Черепановы построили па Нижнетагильском металлургическом заводе паровую железную дорогу. Профессора Казанского университета Зинин и Л. М. Бутлеров создали лучшую в России химическую школу, много сделали для развития хлопчатобумажной промышленности.
Профессор Медико-хирургической академии II. И. Пирогов стал основоположником военно-полевой хирургии. Его открытия особенно пригодились is период Крымской войны 185.'5-1856 гг. Благодаря применению наркоза при операциях на поле боя и введения неподвижной гипсовой повязки были спасены жизни тысяч солдат и офицеров русской армии.
Важным событием в общественно-культурной жизни страны стал выход в свет многотомной «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, а также публикации крупнейшего ученого-медиевиста Т.Н. Грановского.
Основным направлением в литературе первых десятилетий XIX в. был романтизм. Его представляли поэты-романтики В. А. Жуковский, декабристы, а также авторы исторических романов А. А. Бестужев-Марлинский и М. Н. Загоскин. Огромна роль А. С. Пушкина в развитии русской национальной литературы и культур!)]. У истоков перехода от романтизма к реализму наряду с А. С. Пушкиным стояли М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь.
Несмотря на монополию императорских театров и цензуру, театр играл все более заметную роль в культурной и общественной жизни страны. После раздела Петровского театра в Москве па Мальв! и Большой театры, is первом стали ставить драматические, а во втором оперные и балетные спектакли. Наиболее авторитетным, более официальным, чем театры Москвы, был Александрийский театр в Санкт-Петербурге1. Звездами русской сиены тех лет были замечательные русские4 актеры II. С. Мочалов. М. С Щепкин, Е. С. Семенова, В. А. Каратыгин, А. Е. Мартынов и др.
Произошло становление русской музыкальной классики, национальной шкоды в музыке. Выдающийся русский композитор М. И. Глинка стал родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки, создателем национальной русской оперы («Жизнь за царя» пли «Иван Сусанин»). Заметным явлением музыкального искусства являлось творчество А.С. Даргомыжского, создателей известных романсов А. С. Варламова, А. А. Алябьева и А. Гурилева.
В архитектуре стал утверждаться новый стиль - русский ампир. Он продолжил традиции классицизма, делая акцепт на синтезе архитектуры и скульптуры. Наиболее выдающимся архитектором тех лет был К. И. Росси, который по масштабам созданного значительно превзошел всех современников (здания Главного штаба и Министерств па Дворцовой площади, ансамбль Михайловского дворца. Александрийского театра, здание Сената и Синода, Михайловский театр, ряд зданий в пригородах Петербурга).
Выдающимися зодчими были О. Монферран (Исаакпевскпп собор, Александровская колонна (Александрийский столп), дом князя Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади), А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства), А. В. Воронихин (Казанский собор, Горный институт), В. II. Стасов (Московские и Нарвские Триумфальные ворота, казармы Павловского полка, Преображенский собор), Тома де Томон (Ростральные колонны и здание Биржи), А. П. Брюллов (здание Михайловского театра, Пулковская обсерватория, Штаб гвардейского корпуса на Дворцовой площади, лютеранская церковь Петра и Павла на Невском проспекте), А. И. Штакеншнейдер (Мариинский дворец па Исаакиевской площади, дворец Белосельских-Белозерских). В создании скульптурного декора построенных в Петербурге зданий принимали участие русские ваятели С. С. Пименов, В. И. Демут-Малнновс-кий, Ф. Ф. Щедрин.
Своеобразие московского ампира заключалось в большей мягкости, интимности форм, что было свойственно зданиям и ансамблям, созданным в Москве О. И. Бове (здание Манежа, Триумфальные ворота), Д. И. Жилярди (Конный двор, здание Опекунского совета, здание Московского университета).
Получил распространение и русско-византийский стиль. Ведущим архитектором этого направления был К. А. Тон (Большой Кремлевский дворец, здание Малого театра, Оружейная палата, два одинаковых вокзала в Москве и Петербурге).
Наиболее ярким представителем романтизма в живописи был О. А. Кипренский, создавший галерею прекрасных портретов, в том числе и портрет А. С. Пушкина. Романтизм нашел самостоятельную образную концепцию и в творчестве В. П. Тропинина, по-своему запечатлевшего великого русского поэта.
Талантливым представителем классицизма был К. II. Брюллов, в работах которого (портрет графа А. А. Перовского, портрет графа А. К.Толстого. «Итальянский полдень». «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалией
Паччини», «Всадница») сочетались черты различных художественных направлений. Крупнейшим произведением К. П. Брюллова и самым знаменитым произведением русской живописи первой половины XIX в. стала картина «Последний день Помнен». Мастером академической живописи, соперничавшим с К. И. Брюлловым, был Ф. Бруни («Медный змий», «Вакханка, поящая Амура»).
Главным творением выдающегося художника первой половины XIX в. А. А. Иванова, делом всей его жизни стало полотно «Явление Христа народу», которому художник отдал 20 лет своего труда.
Основоположник бытового жанра А. Г. Венецианов в своих полотнах воспевал повседневную жизнь крестьян, красоту их труда («Гумно», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Девушка в платке», «Знахарка»).
Родоначальником критического реализма в изобразительном искусстве стал П. А. Федотов, картины которого («Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа») отразили сложные социальные процессы российского общества первой половины XIX в.
Российские скульпторы стремились в своих работах осмыслить идею гражданского подвига и долга. Произведения известных мастеров (памятники Барклаю де Толли и Кутузову у Казанского собора Б. И. Орловского, Минину и Пожарскому в Москве И. П. Мартова, скульптурная группа «Укрощение копя» на Аничковом мосту в Петербурге и памятник баснописцу И. А. Крылову в Летнем саду П. К. Клодта, скульптуры Н. С. Пименова «Парень, играющий в бабки», «Мальчик, просящий милостыню», фигуры атлантов, украшающие портик здания Нового Эрмитажа А. И. Теребелева) стали заметным явлением в художественной жизни России.
Культура второй половины XIX века
Набиравшие в России силу капиталистические отношения требовали более высокого культурного уровня общества, большей образованности граждан. По инициативе демократической общественности стали распространяться различные формы внешкольного образования. В конце 18.10-х гг. начала создаваться воскресные школы. В 60-е годы XIX столетия российское правительство провело реформы школьного образования, согласно которым система начального образования включала школы, подчиненные Министерству народного просвещения, церковноприходские и земские. Благодаря, прежде всего, существованию земских школ к 1897 г. в стране были грамотными более 21°« населения. Основными учебными заведениями, дававшими среднее образование, по-прежнему, оставались гимназии. Существовали реальные и классические гимназии.
Были открыты новые университеты в Одессе и Томске. С 1863 г. университеты получили автономию. В них были сосредоточены лучшие научные силы. Возникла сеть новых специальных высших учебных заведений. В 1878 г. с появлением Бестужевских высших женских курсов началась история высшего женского образования в России, хотя юридически правительство признало факт существования высшего образования для женщин только в начале XX в. К концу XIX в. в России насчитывалось свыше 60 государственных высших учебных заведений.
В пореформенной России значительно вырос рынок книжной п журнальной продукции, широко развернулась деятельность многочисленных книжных издательств. Большое развитие получили библиотеки, музеи, выставки. В 1862 г. в Москве в составе Румянцевского музея была открыта библиотека (ныне Российская государственная библиотека). В 1872 г. был организован Политехнический музей. В 1893 г. II. М. Третьяков передал собрание своих картин Москве. Так было положено начало формированию Третьяковской галереи.
Учеными России в то время были сделаны открытия, имевшие мировое значение. С именем Д. И. Менделеева связано открытие одного из основных законов естествознания - периодического закона химических элементов. А. М. Бутлеров открыл закон связи атомов, соединяющихся в молекулу. К. А. Тимирязев исследовал явление фотосинтеза, заложил основы отечественной агрономии. Важнейшие открытия в физиологии сделал И. М. Сеченов, создавший физиоло
гическую школу. И. И. Мечников заложил основы учения об иммунитете, основал первую в России бактериологическую станцию.
Во второй половине XIX в. были достигнуты крупные успехи в области физики. П. Н. Яблочков изобрел «свечу Яблочкова» - первую практически пригодную дуговую электрическую лампу. Л. Н. Ло-дыгин создал лампу накаливания. Открытием мирового значения стало изобретение А. С. Поповым радиотелеграфа.
Мировое признание получили труды русских математиков П. Л. Чсбышева и С. В. Ковалевской. Над созданием первого русского самолета работал А. Ф. Можайский. Основоположником современной аэродинамики стал Н. Е. Жуковский. Первые исследования в области аэро- и ракетодинамики провел К. Э. Циолковский. Основоположником отечественной хирургии стал Н. И. Пирогов.
Русское императорское географическое общество провело ряд важных экспедиций. П. II. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский и Ч. Ч. Валиханов исследовали районы Средней и Центральной Азии, Сибири. Н. Н. Миклухо-Маклай сделал ряд открытии в области географии и этнографии во время путешествии в Юго-Восточную Азию, Австралию и Океанию.
Были достигнуты успехи и в гуманитарных науках. Капитальный труд С. М. Соловьева «История России с древнейших времен» (было издано 29 томов) стал видным достижением исторической науки. Большой вклад в ее развитие внес и В. О. Ключевский, работы которого (в частности, «Курс русской истории») до сегодняшнего дня являются одним из высших достижений отечественной исторической шкоды. Важную работу в области русской фольклористики продела.! В. И. Даль. Его «Толковый словарь живою великорусского языка» не утратил своего научного и практического значения и сегодня.
В послереформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы. Их авторами были И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, А. Н. Островский, Л. II. Толстой, А. II. Чехов, ставшие1 классиками не только русской, по и мировой литературы. Прекрасные стихи были написаны Ф. И. Тютчевым и А. А. Фетом.
Основными центрами театральной жизни страны продолжали оставаться Малый и Александринский театры. Однако и в провинции более чем в 100 городах давали представления местные театры.Звездой Малого театра в Москве была М. П. Ермолова. Значительным успехом пользовались актеры Садовский, Сгрепетова, А. Е. Мартынов и др. Заметным явлением в Европе стал русский балет. Одним из центров российской балетной школы был Император-
скип Мариинскнй театр. В конце XIX в. на его сцене блистала П. Ф. Кшесинская.
В музыке во второй половине XIX в. появилась плеяда талантливых композиторов мирового уровня. Огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое1 объединение композиторов «Могучая кучка» в составе М. Л. Балакирева, М. П. Мусоргского, Ц. А. Кюи, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова.
Величайшим композитором стал 11. И. Чайковский, оставивший обширнейшее творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического и камерного музыкального искусства.
Ведущим направлением в изобразительном искусстве стало передвижничество. В ноябре 1863 г. 14 талантливых выпускников Академии художеств во главе с И. Н. Крамским покинули Академию и отказались участвовать в конкурсе на золотую медаль. Часть из них образовала в 1870 г. «Товарищество передвижных художественных выставок» (И. II. Крамской, В. Г. Перов, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедов. И. И. Левитан, И. И. Шишкин, И. Е. Репин и др.), устроив в стране около пятидесяти художественных выставок.
К концу XIX в. влияние передвижников на художественную жизнь страны несколько спало. Им на смену пришли такие мастера кисти, как В. А. Серов, В. М. и А. М. Васнецовы, М. В. Нестеров и др.).
В архитектуре второй половины XIX в. утвердился псевдорусский стиль в духе традиций древнерусского зодчества (архитекторы В. О. Шервуд, А. А. Семенов - здание Исторического музея в Москве). На смену псевдорусскому стилю пришел (М. Е. Месмахер - музеи Училища Штиглица, дворец великого князя Михаила Михайловича, дворец великого князя Алексея Александровича). Развивалось творчество А. И. Штакеншнейдера (Николаевский и Новомихайловский дворцы в Петербурге), К. А. Тона (Храм Хориста Спасителя в Москве).
Новые достижения в развитии русской скульптуры были связаны с творчеством II. К. Клодта (памятник Николаю 1 на Мсаакисвской площади); М. М. Антокольского («Иван Грозный», «Петр I», «Ярослав Мудрый», «Нестор-летописец»), А. М. Опекушина (памятник А. С. Пушкину в Москве).