Жанр «хождений» — как правило, это были описания путешествий в «святые» места: Палестину, Царьград, на Афон — имел широкое распространение в Древней Руси. В жанровом отношении поэтому сочинение Афанасия Никитина входит в ряд целой группы аналогичных произведений. Однако сходство с ними, пожалуй, только тем и ограничивается, что это тоже описание путешествия. По характеру и литературным признакам произведение Афанасия Никитина заслуженно считается одним из интереснейших памятников литературы Древней Руси. Это живая, непосредственная запись очень продолжительного и трудного «хождения» (1468—1475) в неведомые страны, в центре которой оказалась судьба наблюдательного, духовно богатого человека, русского купца из Твери, заброшенного по воле случая в далекую Индию. Он умер, возвращаясь на родину, не дойдя до Смоленска. Никакими сведениями об авторе, кроме заметки, предшествующей тексту «Хождения» в его летописной редакции, и того, что сам он сообщает о себе, наука пока не располагает.
|
|
В круглых скобках в переводе обозначаются те места, которые были написаны по-тюркски и по-персидски.
Текст печатается по изданию: ПЛДР, 5.
Стр. 215. ...был он в Индии четыре года... — с середины 1471 до начала 1474 г. Василий Мамырев (1430—1490) — великокняжеский дьяк. ...море — Дербентское, дарья Хвалис-ская...— Дербентское — Каспийское море; дарья (п ере.) — море.
Стр. 216. Пошел я от Спаса...— Спасский собор в Твери, главный собор города. Михаил Борисович — великий князь тверской в 1461 — 1485 гг. От владыки Геннадия Тверского...— Речь идет о епископе тверском в 1461 —1477 гг., бывшем московском боярине Геннадии Коже. Борис Захаръич — воевода, возглавлявший тверские войска. ...посла ширваншаха...— Ширваншах Фаррух Ясар, правитель Ширванского государства в 1462—1500 гг. ...от великого князя Ивана... — Иван III Васильевич (1440—1505), великий князь московский. Султан Касим — второй по времени правитель Астраханского ханства. Ез — деревянное заграждение на реке для ловли рыбы.
Стр. 217. Тезики — так называли купцов из Ирана. Кай-таки ~ народность в Дагестане. Мухаммед (ок. 570—632) — арабский религиозный и политический деятель, основатель ислама. Мазандаран — историческая область в Иране.
Стр. 218. Батман (перс.) —мера веса, достигавшая нескольких пудов. ...в день Радуницы...— девятый день после пасхи. Тава — парусное судно без верхней палубы. Мелик-ат-туджар — титул, означающий в переводе «повелитель купцов».
Стр. 219. Кафиры (от араб, «кафара» — быть неверующим) — неверные. Хорасанцы. — Здесь и далее: мусульмане не индийского происхождения. Троицын день — пятидесятый день после пасхи; приходится на май-июнь. Кози гундустан-ские — кокосовые орехи. Татна — сок, добываемый из коры пальмиры. Кхичри — индийское блюдо из риса. Шешни — по-видимому, листья дерева, которыми в Индии кормят лошадей.
|
|
Стр. 220. ...на Спасов день, на Успенский пост...— Спасов день приходится на 6 августа, Успенский пост — с 1 августа до Успенья — 15 августа. Ков (и н д.) — мера длины, в среднем около 10 км. Камка — шелковая ткань, расшитая золотом. Кентарь — мера веса, превышающая 3 пуда.
Стр. 221. Покров святой Богородицы...— Покров приходится на 1 октября. Мамоны. — Здесь и далее: небольшой величины хищник.
Стр. 222. Куттувал — комендант крепости. Филиппов пост — длится с 14 ноября до Рождества, которое приходится на 25 декабря. Великий пост — семинедельный пост до пасхи — начинается в феврале или начале марта. Бут (пер с.) — идол, кумир; здесь: боги индийского пантеона. Бутхана — кумирня, дом идола. Мекка — город в Саудовской Аравии, место мусульманского паломничества.
Стр. 223. На праздник бута... — В данном случае имеется в виду ежегодный праздник в честь одного из индийских богов, Шивы, отмечаемый в феврале-марте. Шешкени — серебряная монета. Лакх (и н д.) — сто тысяч. ...как Юстиниан... — Афанасий Никитин сравнивает статую Шивы со статуей императора Юстиниана I (527—565) в Константинополе, которая была уничтожена в XVI в. Сыта — разбавленный водой мед.
Стр. 224. ...до бесерменского улу байрама...— Один из главных ежегодных мусульманских праздников (то же, что курбан байрам — праздник жертвоприношения).
Стр. 225. Алача — ткань из шелковых и бумажных нитей; пестрядь — хлопчатобумажная ткань из разноцветных нитей; киндяк — хлопчатобумажное полотно. Адряк — имбирь.
Стр. 226. Маник — рубин. Кирпук (искаж. «карбункул») — рубин. Аммон — драгоценный камень; возможно, алмаз. Почка — мера веса для драгоценных камней.
Стр. 228. ...а на шее — огромные железные гири. — На самом деле большие колокольцы, которые вешали на шею слона. Саадак — лук в чехле и колчан со стрелами. ...терем-цом поводит... — Имеется в виду парадный зонт, символ власти. Махдум — господин.
Стр. 229. ...Мирзу Джеханшаха убил Узун Хасанбек.. — Джеханшах Кара-Коюнлу, правивший в Иране и ряде соседних областей, был убит в ноябре 1467 г. в сражении с войсками своего соперника Узуна Хасана Ак-Коюнлу. ...а султана Абу-Cauda отравили... — Султан Абу-Саид, правивший в Средней Азии, вторгся в Закавказье. Окруженный войсками Узуна Хасана и его союзника Фаррух Ясара попал в плен и в феврале 1469 г. был казнен. Мухаммед Ядигар — соперник Абу-Саида, временно захвативший власть после его гибели.
Стр. 233. Субаши — начальник охраны города; паша — наместник султана.
СКАЗАНИЕ О ДРАКУЛЕ
В основе сюжета «Сказания» лежат бытовавшие в Юго-Восточной Европе устные предания-рассказы о румынском князе Владе, правившем в 1456—1462 и 1477 гг., который носил прозвища «Цепеш» («Сажатель на кол», «Прокалыва-тель») и «Дракула» («Дракон»). Автором русского сказания о нем был, вероятнее всего, дьяк великого князя Ивана III Федор Курицын, возглавлявший в 1482 —1484 гг. русское посольство к венгерскому королю Матьяшу — Матвею Корвину (Матиашу Хуньяди, 1458—1490) и молдавскому господарю Стефану Великому (1457 — 1504). Особенностью этого произведения является то, что читателю самому как бы предоставляется право сделать выводы из прочитанного. Лишь один раз поступок Дракулы называется коварным и он величается тезкой дьявола. Во всех же остальных случаях, не давая никакой оценки неимоверной жестокости героя своего повествования, автор бесстрастно описывает каждый эпизод, отмечая в том числе и справедливые деяния румынского князя. В этом отношении «Сказание» может быть признано одним из первых собственно беллетристических произведений Древ ней Руси.
|
|
Текст печатается по изданию: ПЛДР, 5.
Стр. 234. Мутъянская земля — область в Румынии, восточная часть Валахии. Здесь: Валашское княжество.
Стр. 240. Прожил он еще около десяти лет... — В действительности вторичное царствование Влада Цепеша на валашском престоле длилось около года.
Стр. 241. Влад — Влад Монах, сын (по другим сведениям — брат) Влада Цепеша; валашский князь с 1481 г. Ефросин — известный переписчик и составитель сборников, монах Кирилло-Белозерского монастыря (XV в.).