– «Да, для того чтобы возвысить их, а не за тем, чтобы больше оскотинить их в рабстве. Люди слишком долго рассматривали некоторые человеческие расы просто как рабочих животных, наделённых руками, и поверили, будто обладают правом продавать их, словно вьючных животных. Они полагают, будто они сами более чистой крови; глупцы, не видящие ничего, кроме материи! Не кровь может быть более или менее чистой, но именно дух!» (См. NN 361-803).
Есть люди, человечно обращающиеся со своими рабами, предоставляющие им всё необходимое; они полагают, что свобода, данная им, подвергла бы их куда большим лишениям; что вы скажете об этом?
– «Я скажу, что такие рабовладельцы лучше понимают свои интересы; столь же большую заботливость они выказывают к своим коровам и лошадям, для того чтобы получить от тех больше прибыли на рынке. Они не так виновны, как те, которые обращаются с ними жестоко, но всё же они поступают с ними, как с товаром, как с вещами, лишая их права принадлежать самим себе.» 65
Свобода мышления
Есть ли в человеке что-либо, ускользающее от всякого принуждения, и в чём он пользуется полной свободой?
– «В своей мысли человек пользуется неограниченной свободой, ибо она не знает преград. Можно остановить её выход, но не уничтожить её.»
Ответственен ли человек в своей мысли?
– «Он ответственен в ней перед Богом; так как один Бог может знать её, то Он осуждает или прощает её в согласии со Своей справедливостью.»
Свобода совести
Свобода совести, является ли она следствием свободы мышления?
– «Совесть есть задушевная мысль, принадлежащая человеку, как и все прочие мысли.»
Имеет ли человек право ставить пределы свободе совести?
– «Не более, чем и свободе мысли, ибо одному только Богу принадлежит право судить совесть. Если человек через свои законы регулирует отношения человека к человеку, то Бог законами совести регулирует отношения с Богом.»
Каков результат сковывания свободы совести?
– «Принуждать людей действовать не в согласии с тем, что они думают, – значит превращать их в лицемеров. Свобода совести есть один из признаков истинной цивилизации и прогресса.»
Всякая ли вера заслуживает уважения, даже если известно, что она заведомо ложна?
– «Всякая вера заслуживает уважения, если она искренна и побуждает человека творить добро. Вера, заслуживающая порицания, есть та, коия ведёт ко злу.»
Позволительно ли порочить веру того, кто думает не так, как мы?
– «Это значит не иметь милосердия и покушаться на свободу мысли.»