Предмет политической социологии не связан с конкретным обществом

Любое описание или теоретическое осмысление политической социологии, которое строилось бы на характеристике ее предмета через самые доступные и обыденные элементы, невольно свелось бы к некому этноцентризму. В то же время отказ от определения специфики сферы действия политической социологии по причине разнообразия форм власти или множественности теорий, предметом

ЧАСТЬ I. Институт политики

которых она является, стал бы этноцентризмом наоборот; это было бы равно­сильно утверждению, что родства не существует, поскольку имеется огромное число типов семей, отличающихся структурой, ролью составляющих ее элемен­тов, связями, объединяющими биологическое родство, и способами его соци­альной структурации.

Согласимся также с идеей, что, если политическая социология является дис­циплиной научного типа, должно учитываться и существование научного сооб­щества. И когда Дюркгейм (который не включил, однако, политическую социо­логию в программу своих исследований, конечно же, по стратегическим сооб­ражениям) предпринимает попытку обсудить политические теории Платона, чтобы выяснить, является ли утопическая модель «Государства» (Politeai) «ком­мунистической» или «социалистической», он берет в качестве критерия место государства в совокупности гражданской общины или, используя его термино­логию, анализирует соединение «экономической жизни» «и «жизни политичес­кой». Эту формулу можно встретить уже у Токвиля, который занимается вопро­сом о политических свободах в Средние века. Что касается Маркса, он исследу­ет отношения между государством и гражданским обществом в древних общи­нах Германии или у инков. Дюркгейм, Токвиль, Маркс — эти три основателя социологии, не колеблясь, выходят за пределы своего века для исследования проблем политики. Если говорить о Вебере, данное им определение политики обретает свой смысл лишь с учетом установленного им различия между двумя формами господства, между политической властью и властью иерократической (см. гл. X). Таким образом, начинать надо с изучения предмета, который, даже охватывая лишь определенную область общественной жизни, не может ограни­чиваться культурным ареалом или определенной эпохой, а требует сравнения с близкими и (или) отличными от него социальными формами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: