В центральном Марокко не только дожди идут нерегулярно, но и водные источники распределены неравномерно и дают воду или в изобилии, или же в недостаточном количестве. Изучая район, в который входят несколько деревень, Гирц обнаружил там социальную организацию родового или сегментарного типа (гл. XI, с. 321). Но социальная интеграция каждого элемента слабо выражена, как и интеграция различных элементов между собой. Вода поступает по примитивно вырытым и некалиброванным каналам: сам климат своим непостоянством поставил потребление воды в зависимость от ее наличия, а не наоборот. Вода распределяется согласно сложным циклическим методам, но принцип всегда один и тот же: люди, рассматриваемые как индивиды, обладают правом личной собственности на воду. Так как ситуация отличается от того естественного состоя-
VIII. Способы производства
ния, при котором, по Гоббсу, имеет место война всех против всех в условиях нехватки ресурсов, то свод правил представляет собой совокупность индивидуальных прав. Статус воды к тому же может быть отделен от статуса земли: вода и земля могут продаваться и передаваться по наследству независимо одна от другой. Собственность на воду имеет следующую форму: индивид X становится владельцем воды источника Султан Прентан в течение трех часов каждую шестую ночь, или же индивид X стоит энным в очереди на пользование источником, и его очередь наступает тогда, когда все пользователи воды, стоявшие впереди него, уже оросили свои поля. Показательно, что участок земли носит то же имя, что и ее владелец.
|
|
Здесь нет ни бюрократии, ни письменного устава, ни коллективных налогов, что уподобляло бы эту систему городу-государству воды, где функционирует своего рода общественная служба; здесь существуют не гражданские, а договорные обязательства, которые могут быть весьма сложными, что порождает определенные споры: эти обязательства приводят к раздорам, а порой и к рукоприкладству.