Глава 4. Градостроительное зонирование 7 страница. Раздел проектной документации "Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и


Раздел проектной документации "Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" должен выполняться в соответствии с нормами и правилами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Так, Приказом МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. N 105 утверждены требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения*.
_________________________
* Российская газета. 12.04.2003. N 71.


Принципиально новым разделом проектной документации является "Перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда". Введение такого самостоятельного раздела проектной документации обусловлено требованием ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*, согласно которому разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.
_________________________
* СЗ РФ.1995. N 48. Ст.4563.


Требование о наличии такого раздела проектной документации не применяется при подготовке проектной документации промышленных объектов, а также в случае подготовки проектной документации объектов индивидуального жилищного строительства. Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры РДС 35-201-99 утвержден постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999 г. N 74/51*. Указанный раздел проектной документации также должен разрабатываться с учетом Свода правил "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", утв. постановлением Госстроя РФ от 29 ноября 1999 г. N 73**.
_________________________
* Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2000. N 3.

** Бюллетень строительной техники. 2000. N 1.


Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при подготовке проектной документации должен разрабатываться в соответствии с требованиями СНиП 2-01-51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны" и Свода правил "Порядок учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при составлении ходатайства о намерении инвестирования в строительство и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений" (СП 11-113-2002), утв. приказом МЧС РФ от 23 июля 2002 г. N 357*.
_________________________
* Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве. 2002. N 6.


Кроме того, ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация должна содержать и иную документацию в случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" проекты размещения ядерных установок, в том числе атомных станций, должны содержать решения, обеспечивающие безопасный вывод их из эксплуатации. В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"* на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию гидротехнического сооружения составляется декларация безопасности гидротехнического сооружения, содержание и порядок разработки которой устанавливаются Правительством РФ.
_________________________
* СЗ РФ. 1997. N 30. Ст.3589.


Статьей 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"* предусмотрено, что в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта должна разрабатываться декларация промышленной безопасности, которая предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.
_________________________
* СЗ РФ.1997. N 30. Ст.3588.


Порядок оформления декларации промышленной безопасности и перечень сведений, содержащихся в ней, утверждены постановлением Госгортехнадзора от 7 сентября 1999 г. N 66 (ред. от 27 октября 2000 г.)*. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 мая 1999 г. N 526 "Об утверждении правил предоставления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в ред. от 1 февраля 2005 г. N 49)** Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставлено право устанавливать обязательность декларации промышленной безопасности для тех опасных производственных объектов, для которых она не предусмотрена Федеральным законом "О промышленной безопасности".
_________________________
* Российская газета. 1999. 25 нояб.; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 50.

** СЗ РФ. 1999. N 20. Ст.2445; 2005. N 7. Ст.560.


Согласно ст.36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия в проектную документацию должны быть включены разделы об обеспечении сохранности объектов культурного наследия.

Применительно к составу разделов проектной документации и их содержанию относительно отдельных видов объектов капитального строительства до их утверждения Правительством РФ следует также руководствоваться ведомственными нормативными актами, например, Положением о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения предпроектной, проектной документации по объектам капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта в системе МНС РФ, утв. приказом МНС РФ от 6 июня 2002 г. N БГ-3-17/285, Приказом МПС РФ и Минтранса РФ от 20 января 1999 г. N 1/ЦЗ/4 "О порядке проектирования и строительства железнодорожных путей в морских и речных портах", Приказом Госатомнадзора РФ от 26 августа 1994 г. N 102 "Об утверждении основных положений подготовки, рассмотрения и принятия решений по изменениям проектной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, влияющим на обеспечение ядерной и радиационной безопасности"* и др.
_________________________
* Российские вести. 1994. 13 окт.


Согласно ст.22 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации"* до поступления в государственные и муниципальные архивы срок хранения проектной документации по капитальному строительству составляет 20 лет.
_________________________
*СЗ РФ. 2004. N 43. Ст.4169.


Следует отметить правовую коллизию между комментируемой статьей и ч.12 ст.51 ГрК, которая предусматривает возможность получения разрешения на строительство, на отдельные этапы строительства, реконструкции. В то же время настоящая статья не предусматривает возможность подготовки проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции. В связи с этим возможно потребуется внесение изменений в ГрК.

15. В случаях, предусмотренных ГрК РФ, проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе (см. комментарий к ст.49 ГрК РФ).

В качестве новеллы следует отметить и то, что в отличие от ГрК РФ 1998 г., ГрК РФ не предусматривает необходимость согласования проектной документации с различными органами. Объясняется это тем, что при установлении градостроительного регламента для конкретной территориальной зоны должны учитываться все ее особенности, в том числе наличие зон с особыми условиями использования территории, что изначально позволит установить допустимые предельные параметры строительства на конкретной территории. Данные требования должны фиксироваться в градостроительном плане, в соответствии с которым уже и разрабатывается проектная документация. Таким образом, согласование проектной документации с многочисленными органами становится избыточным и приводит только к излишней трате времени.

Однако, в связи с тем, что обязанность принять правила землепользования и застройки, а следовательно, и градостроительные регламенты предусматривается в течение 5 лет, то законодатель продлил действие п.2 ст.61 ГрК РФ 1998 г. вплоть до 1 июля 2006 г. (ст.11 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").

В соответствии с указанным пунктом проектная документация разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Однако следует отметить ошибку законодательства, во-первых, в отношении срока действия указанного пункта, а во-вторых, в том, что данный пункт может действовать только в части, не противоречащей новому ГрК РФ.

Так, согласование проектной документации с соответствующими органами архитектуры и градостроительства предусмотрено ч.6 ст.3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", согласно которой орган архитектуры и градостроительства, выдавший архитектурно-планировочное задание, проверяет соответствие решений архитектурного проекта требованиям архитектурно-планировочного задания, но при этом не вправе проводить экспертизу проекта по вопросам, не включенным в требования архитектурно-планировочного задания и находящимся в компетенции заказчика (застройщика) и автора архитектурного проекта.

Данное требование о согласовании проектной документации соответствующими органами архитектуры и градостроительства должно применяться только в отношении проектной документации, разработанной на основе архитектурно-планировочного задания, и не может иметь место применительно к проектной документации, разработанной на основе градостроительного плана земельного участка, независимо от наступления 1 июля 2006 г.

Что касается согласования проектной документации органами государственного контроля и надзора, то можно выделить следующие случаи необходимости согласования проектной документации, предусмотренные законодательством Российской Федерации:

- проекты проведения строительных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия подлежат согласованию с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия (ст.35 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации");

- на проектную документацию на строительство, реконструкцию, модернизацию предприятий по производству и хранению продуктов животноводства органы государственного ветеринарного надзора дают заключение о ее соответствии действующим ветеринарным нормам и правилам (ст.12 Федерального закона от 14 мая 1993 г. N 4797-1 "О ветеринарии"*);
_________________________
* Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 24. Ст.857.

- проектная документация на все виды работ, осуществляемые в соответствии с лицензией и договором об аренде земельного участка на территории национальных парков, утверждается дирекцией национального парка и государственного органа, в ведении которого находится национальный парк (ст.17 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях");

- проекты строительства или реконструкции хозяйственных и иных объектов, размещаемых на береговой полосе, подлежат обязательному согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте (ст.10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ*);
_________________________
* СЗ РФ. 2001. N 11. Ст.1001.


- размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами (ст.16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха");

- проектирование хозяйственных и иных объектов согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ст.50 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов");

- проектно-сметная документация на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований подлежит согласованию с органами государственного пожарного надзора в части соблюдения требований пожарной безопасности, кроме того, на предмет соответствия документации требованиям пожарной безопасности органы государственного пожарного надзора могут проводить и выборочные проверки проектной документации (ст.6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"). Порядок согласования органами государственного пожарного надзора РФ проектно-сметной документации на строительство утвержден Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору (введены в действие приказом МВД РФ от 6 декабря 1993 г. N 521);

- декларация безопасности гидротехнических сооружений подлежит утверждению органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений (ст.10 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений");

- с органами государственного пожарного надзора в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и Порядком согласования органами государственного пожарного надзора РФ проектно-сметной документации на строительство, утв. Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору, введенного в действие приказом МВД от 6 декабря 1993 г. N 521.

Кроме того, согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" при разработке проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, должна проводиться оценка воздействия такой деятельности на окружающую среду (ч.2 ст.32).

Комментарий к статье 49.
Государственная экспертиза проектной документации

1. Комментируемая статья также является новеллой, поскольку в ГрК 1998 г. отсутствовала специальная статья, посвященная вопросам государственной экспертизы проектной документации.

В рассматриваемой статье четко определены объекты капитального строительства, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, предмет государственной экспертизы, основания для отказа в принятии проектной документации на государственную экспертизу.

Однако указанная статья вводится в действие только с 1 января 2006 г. Такая отсрочка обусловлена тем, что в настоящее время государственная экспертиза осуществляется как федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, так и органами исполнительной власти субъектов РФ. По новому ГрК государственная экспертиза проектной документации осуществляется только федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, в связи с чем требуется время на создание территориальных органов и филиалов указанных учреждений на территориях субъектов РФ.

Поэтому в настоящее время сохранен прежний порядок проведения государственной экспертизы проектной документации. Основным документом в этой области является Положение о проведении государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 (далее - Положение*).
_________________________
* СЗ РФ. 2001. N 1 (ч.2). Ст.135.


2-3. Согласно п.2 Положения проектная документация подлежит государственной экспертизе независимо от источников ее финансирования и формы собственности на объекты (предприятия, здания и сооружения), для которых она разрабатывается. Исключением из этого правила является документация на объекты, строительные работы на которых не затрагивают их конструктивных и других характеристик надежности и безопасности и для строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта, консервации и ликвидации которых не требуется разрешения. Комментируемой статьей перечень объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, значительно расширен. Но поскольку она еще не вступила в силу, то применяется правило, установленное п.2 Положения.

В части 3 комментируемой статьи говорится о типовой проектной документации, которая не подлежит государственной экспертизе. Необходимо отметить, что данное понятие имеет другое значение, чем понятие "типовая проектная документация", используемое до принятия ГрК РФ.

Так, ранее вопросы типовой проектной документации регулировались СН 227-82 "Инструкция по типовому проектированию", утв. постановлением Госстроя СССР от 18 мая 1982 N 141, а с 1 января 2002 г. СНиП 11-03-2001 "Типовая проектная документация", утв. постановлением Госстроя РФ от 29 ноября 2001 г. N 122*. Согласно указанным нормативам под типовой проектной документацией понимаются разработанные на основе унификации и типизации объемно-планировочных решений и включенные в Федеральный фонд документации в строительстве комплекты документов на создание зданий и сооружений, конструкций, изделий и узлов для многократного применения в строительстве, содержащие текстовые и графические материалы.
_________________________
* Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2002. N 1.


Типовая проектная документация в зависимости от назначения бывает следующих видов: типовые строительные конструкции, изделия и узлы, типовые проекты и типовые материалы для проектирования. Решение о присвоении разработанной проектной документации статуса "типовая" принимает Федеральный орган по архитектуре и градостроительству. Утвержденная типовая проектная документация подлежит включению в Фонд типовой проектной документации. Значение типовой проектной документации заключается в том, что в случае предоставления на экспертизу такой документации экспертиза проводится, как правило, только в отношении оснований и фундаментов объекта. Указанные нормативы были отменены.

ГрК РФ вкладывает иной смысл в типовую проектную документацию. Это может быть любая проектная документация, по которой получено положительное заключение государственной экспертизы. Не требуется ее утверждение каким-либо специальным органом и включение в какие-либо фонды. При этом государственной экспертизе также не подлежит проектная документация, являющаяся модификацией типовой проектной документации, если при этом не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства, предусмотренные в типовой проектной документации.

4. По ГрК РФ, как уже отмечалось, государственная экспертиза проектной документации осуществляется только федеральным органом исполнительной власти и подведомственным ему государственным учреждением. Однако до 1 января 2006 г. сохраняется прежний порядок проведения государственной экспертизы проектной документации федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, а также органами исполнительной власти субъектов РФ и подведомственными им организациями.

В настоящее время государственная экспертиза документации проводится на федеральном уровне Экспертным советом при Правительстве РФ, Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России с участием ряда федеральных органов исполнительной власти, которые уполномочены проводить специализированную экспертизу, а также федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение ведомственной экспертизы. Положение о Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 30 мая 1991 г. N 290 (Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Госстрой РФ преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству)*. В отношении федеральных органов исполнительной власти, которые уполномочены проводить специализированную экспертизу, а также федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение ведомственной экспертизы, необходимо отметить следующее.
_________________________
* СЗ РФ. 2004. N 11. Ст.945.


Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству организует проведение государственной экспертизы проектной документации (п.5.3.1 Положения о федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует и проводит в пределах своей компетенции государственную экологическую экспертизу и утверждает порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения данной экспертизы, осуществляет лицензирование деятельности по проведению экспертизы проектной документации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов (Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору).

Федеральное агентство водных ресурсов организует проведение в установленном порядке государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов (п.5.1.4 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282*).
_________________________
* СЗ РФ. 2004. N 25. Ст.2564.


Федеральное агентство по сельскому хозяйству осуществляет проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений с целью определения соответствия предпроектной и проектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и утверждение указанной документации (п.5.3.9 Положения о Федеральном агентстве по сельскому хозяйству, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 328*).
_________________________
* СЗ РФ. 2004. N 28. Ст.2903.


Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственную экспертизу условий труда в порядке, предусмотренном Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244*.
_________________________
* СЗ РФ. 2003. N 18. Ст.1716.


Минобороны России проводит государственную экспертизу проектной документации объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ (подп.69 п.7 Указа Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации"*).
_________________________
* СЗ РФ. 2004. N 34. Ст.3538.


Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет ведомственную экспертизу проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений (подп.2 п.7 Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний"*).
_________________________
* СЗ РФ. 2004. N 42. Ст.4109.


Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды участвует в проведении гидрометеорологической экспертизы проектов строительства (постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 372*).
_________________________
* СЗ РФ. 2004. N 31. Ст.3262.


Экспертный совет при Правительстве РФ проводит государственную экспертизу предпроектной и проектной документации, подлежащей рассмотрению и утверждению Правительством РФ.

Что касается предпроектной и проектной документации, то Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России проводит государственную экспертизу в отношении следующих объектов:

объекты, строительство которых осуществляется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, государственных кредитов и кредитов, получаемых под государственные гарантии, а также за счет других средств, поступающих в качестве государственной поддержки;

объекты, находящиеся в государственной собственности; объекты, строящиеся при техническом содействии РФ, находящиеся в совместном пользовании РФ и других государств и строящиеся с привлечением иностранных инвестиций, сооружаемые при реализации соглашений о разделе продукции и др.;

экспериментальные и базовые проекты, предназначенные для массового применения, потенциально опасные и технически особо сложные объекты.

На уровне субъектов РФ государственная экспертиза проводится организациями государственной вневедомственной экспертизы субъектов Федерации с участием территориальных органов указанных выше органов специализированной системы.

В Положении также определена компетенция организаций государственной вневедомственной экспертизы субъектов РФ и органов ведомственной экспертизы.

5. Изменился и предмет государственной экспертизы проектной документации.

Так, при проведении государственной экспертизы проектной документации, согласно п.4 Положения, обеспечивается проверка ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов, выданным органами государственного надзора контроля и заинтересованными организациями. Согласно Инструкции о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства РДС 11-201-95, утв. постановлением Минстроя России от 24 апреля 1995 г. N 18-39 (в ред. изм. N 1, утв. постановлением Госстроя РФ от 29 января 1998 г. N 18-10), при экспертизе проектов строительства проверяется:

соответствие принятых решений обоснованию инвестиций в строительство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта;

наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора;

хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности в результатах функционирования запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия природных и иных ресурсов;

выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-геологических, экологических и др. факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнительного анализа вариантов размещения площадки (трассы);

обоснованность определения мощности (вместимости, пропускной способности) объекта, исходя из принятых проектных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами, потребности в выпускаемой продукции или представляемых услугах;

достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;

обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и сооружений и соблюдение норм и правил взрыво-пожарной и пожарной безопасности;

соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям;

достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

наличие проектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения;

оценка технического уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприятия (производства), его материало- и энергоемкости;

обоснованность применяемой технологии производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем, выбор основного технологического оборудования;

достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению;

оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению, возможность и целесообразность использования автономных систем и вторичных энергоресурсов;

наличие безотходного (малоотходного) производства на базе полного и комплексного использования сырья и отходов;

обоснованность и надежность строительных решений (особенно при сооружении объекта в сложных инженерно-геологических условиях);

оптимальность решений по генеральному плану, их взаимоувязка с утвержденной градостроительной документацией, рациональность решений по плотности застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций;

обоснованность принятых объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений, исходя из необходимости их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим. Эффективность использования площадей и объемов зданий; обеспечение архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика зданий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;

оценка проектных решений по организации строительства;

достоверность определения стоимости строительства;

оценка эффективности инвестиций в строительство объекта и условий его реализации.

С момента вступления в силу комментируемой статьи ГрК РФ круг вопросов, рассматриваемых при государственной экспертизе, значительно сужается.

Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, а также результатам инженерных изысканий. Таким образом, государственная экспертиза проводится исключительно в целях установления безопасности планируемого объекта, но никак не экономической целесообразности проекта или его соответствия требованиям градостроительных регламентов.

6. Согласно ч.6 комментируемой статьи не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением таких экспертиз, предусмотренных настоящей статьей. Закрепление указанного положения связано с тем, что на сегодняшний день ряд федеральных законов предусматривают необходимость проведения отдельных видов государственных экспертиз проектной документации, что вызывает затруднение на практике, приводит к возникновению административных барьеров, а это сказывается в конечном итоге на темпах и стоимости строительства. Указанное положение вводится в действие с 1 января 2007 г. Это время необходимо для того, чтобы законодатель оценил необходимость проведения тех или иных видов государственных экспертиз и внес соответствующие изменения в ГрК РФ и другие федеральные законы.

Так, Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"* предусматривается, что проектная документация на строительство, реконструкцию должна проходить экологическую экспертизу. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определения допустимости реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных последствий реализации объекта (ст.1). В РФ проводится государственная и общественная экологическая экспертиза. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы на федеральном и региональном уровнях. Порядок проведения государственной экологической экспертизы утверждается Правительством РФ. Исходя из смысла ч.1 ст.14 указанного закона государственной экологической экспертизе должны предшествовать организованные органами местного самоуправления обсуждения объекта с гражданами и общественными организациями (объединениями).
_________________________
* СЗ РФ. 1995. N 48. Ст.4556.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: