Основные условия реализации Концепции этнокультурного образования

Внедрение данной Концепции предполагает комплекс организационно-управленческих, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются:

· формирование на государственном уровне отношения к развитию этнокультурного образованию как приоритетному направлению современной российского государственной образовательной, культурной и национальной политики, как особо значимой сфере государственной деятельности, жизненно необходимой для современного российского общества в условиях кризиса его духовно-нравственной сферы и нарастания межэтнических противоречий и конфликтов;

· разработка и утверждение Государственной программы развития этнокультурного образования в России на основе взаимодействия органов управления образованием, наукой, культурой, средствами массовой информации и национальными отношениями;

· разработка и внедрение современных вариативных моделей этнокультурного образования для различных типов образовательных учреждений, на основе различны этнокультурных традиций и специфики регионов России;

· обновление содержания дошкольного воспитания и общего образования на основе существенного усиления этнокультурного контекста гуманитарных дисциплин в государственных образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях, а также посредством внедрения разработанных в этнокультурном контексте и рекомендованных Министерством образования и науки программ и учебников по изобразительному искусству (автор Т.Я.Шпикалова), по музыке (автор Т.И.Бакланова) и по мировой художественной культуре (авторы Т.И.Бакланова и Н.М.Сокольникова), по факультативному курсу «Художественная культура народов России» (автор Т.И.Бакланова), и другие.

· введение в стандарт и в базовый учебный план общего образования предметной области «Культура», в которую необходимо включить предметы «Русская культура» (5 класс), «Художественная культура народов России» (5-8 классы) и «Мировая художественная культура» (6-9 классы), обеспеченные в настоящее время программами и учебниками с грифом Министерства образования и науки РФ;

· развитие сети учреждений и разнообразных форм дополнительного образования и народного художественного творчества, приобщающих детей, подростков и другие группы населения к народной культуре;

· определение правового статуса и создание нормативной базы таких учреждений дополнительного образования, как школа народной культуры, школа народных ремесел, детско-юношеский этноэстетический центр и др., с учетом специфики содержания их деятельности;

· сохранение и развитие сети школ с этнокультурным компонентом;

· открытие дошкольных учреждений с этнокультурным компонентом;

· введение в систему учреждений общего образования профильных школ с углубленным изучением национальных культур и межкультурных коммуникаций;

· принятие следующих мер по развитию профессиональной подготовки кадров в области народной художественной культуры, народного творчества и этнопедагогики:

а) при создании нового классификатора специальностей высшего профессионального образования сохранить в нем специальности 053000 –Народное художественное творчество, которая в течение десяти лет существования во всех вузах культуры и искусств России, а также в ряде республиканских университетов (Марийском, Мордовском, Удмурдском, Хакасском, Чувашском и др.) и педагогических вузов (Мурманском, Новосибирском, Шуйском и др.) доказала свою высокую значимость для подготовки преподавателей народной художественной культуры, а также организаторов, руководителей, методистов и исследователей различных видов народного художественного творчества;

б) обратить внимание вузов России на новое направление высшего образования «Народная художественная культура», позволяющее готовить бакалавров и магистров народной художественной культуры по таким научно-образовательным программам, как этнохудожественное образование, этнохудожественное творчество, культурное наследие русского народа, культурное наследие народов России, культурное наследие народов зарубежных стран, национально-культурная политика;

в)ввести в новый классификатор специальностей высшего профессионального образования новое направление - «Этнокультурное образование», которое будет широко востребовано в вузах культуры и искусств, а также в педагогических в вузах и в республиканских университетах;

· развитие разнообразных форм послевузовского этнокультурного образования, а также переподготовки кадров педагогов-этнокультурологов;

· обеспечении государственного мониторинга этнокультурной компентентности учащихся, создание комплекса диагностических программ и средств;

· организация и финансирование Министерством образования и науки РФ комплексного всероссийского исследования «Развитие этнокультурного образования в России» (2005-2007гг);

· разработка, утверждение Министерство образования и науки РФ координационного плана издания учебников по народной культуре для школ и высших учебных заведений, разработанных на преемственной основе;

· информационная поддержка этнокультурного образования посредством системы учебных программ радио и телевидения, посвященных традициям народов России и зарубежных стран, а также мультимедийных программ, видеофильмов и других современных информационных технологий;

· создание, укрепление и развитие материальной базы этнокультурного образования а также материальное стимулирование педагогов-этнокультурологов за счет целевых федеральных и региональных программ, средств национально-культурных центров, национальных обществ и диаспор, различных попечительских советов и спонсоров.

Для успешного воплощения Концепции необходима разработка федеральной целевой программы развития дошкольного, общего, дополнительного и профессионального этнокультурного образования как комплекса мероприятий направленных на разработку документов, конкретизирующих излагаемые в Концепции положения, обеспечивающих их внедрение в практику.

Определяя приоритеты в сфере этнокультурного образования России, Концепция является документом для выработки стратегии образовательной и культурной политики российского государства в данной сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: