Содержание и основные принципы этнокультурного образования

Содержание и принципы этнокультурного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению этнокультурных потребностей и интересов личности и этносов, проживающих в России.

Содержание этнокультурного образования включает в себя монокультурный и поликультурный компоненты.

Первый из этих компонентов предполагает освоение учащимися только одной этнической культуры (например, своего народа или народа, являющегося в данной стране государствообразующим), а второй компонент – изучение и сравнительный анализ нескольких этнических культур, выявление в них общего и особенного.

Монкультурный компонент позволяет раскрыть учащимся уникальность образа жизни того или иного народа, его верований, этических цен­ностей, жизненных приоритетов, обусловленных географиче­скими, историческими, психологическими особенностями этноса. Поликультурный компонент этнокультурного образования (или поликультурное образование) позволяет по­казать народную культуру как «единство в многообра­зии», а культурные достижения любого этноса России как составную часть российской и мировой культур.

На основе изучения родной культуры и культур других народов формируется личность, отличающаяся «мобильностью, открытостью и толерантно­стью, развитым чувством ответственности за судьбу страны, готовностью к межкультурному взаимодействию» (См.: Кон­цепция модернизации российского государства на период до 2010г.-М.,2001.-С.1-2).

Содержание этнокультурного образования в России должно включать в себя инвариантную и вариативные части.

1. Культура и художественное творчество русского народа как государствообразующей нации в РФ (инвариантная часть содержания этнокультурного образования).

2. Культуры и художественное творчество других народов России (вариативная часть содержания этнокультурного образования).

3. Культура и художественное творчество народов зарубежных стран (вариативная часть содержания этнокультурного образования).

Первый из этих трех компонентов содержания этнокультурного образования должен найти отражение в федеральных компонентах государственных образовательных стандартов и базовых учебных планов, а остальные – в национально-региональном и школьном (вузовском) компонентах данных стандартов и учебных планов.

В содержании этнохудожественного образования выделяется несколько групп базовых единиц эстетических знаний и художественно-творческого опыта:

1. Содержание, раскрывающее специфику художественного образа в народном искусстве: видовой образ, образ-символ, знак, архитепические, концептуальные образы.

2. Содержание, раскрывающее народное искусство как тип художественного творчества, как этническую культурную целость, которому присущи:

· коллективное начало, традиция ─ закон развития народного искусства;

· устойчивость тем и образом;

· принципы народного творчества ─ повтор, вариации, импровизации;

· универсальность языка, понятного всем народам мира;

· всечеловечность духовных ценностей, выражение этнического ядра народной культуры и искусства.

3. Содержание, раскрывающее народное искусство во взаимосвязях с классическим и современным искусством, в диалектическом взаимодействии их неспециализированных и профессиональных форм.

Освоение разнообразия региональных стилевых примеров национального искусства осуществляется с выявлением общих конструктивных принципов и способов художественной реализации единой духовной сущности: единства жизни человека и природы (архетипы, народные календари и космология); исторической народной памяти и смысла индивидуальной человеческой жизни (художественные традиции, семейно-обрядовое творчество, эпос, сказка). Через многовековые традиции быта, семейного уклада раскрываются основы формирования национального самосознания.

Сознание педагогических условий для разнообразных видов художественно-творческой деятельности учащихся определяются опорой на общие принципы и способы художественной реализации единой духовной сущности во всех областях народного искусства:

· народная точка зрения на мир;

· синтетичность в переживании образа;

· народный идеал;

· непреходящие духовные ценности.

Содержание этнокультурного, в том числе - этнохудожественного образования должно транслироваться:

- во-первых, через все гуманитарные дисциплины (например, «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура», «История», «Литература» и др.), в качестве одного из компонентов их содержания;

- во-вторых, через этнокультурные дисциплины федерального компонента государственных образовательных стандартов и учебных планов (например, в школах - Русская традиционная культура», «Художественная культура народов России»,в вузах – «Этнология», «Этнопедагогика», «Этническая история России», «Теория и история народной художественной культуры» и др.), а также через национально-региональные и школьные (вузовские) компоненты (например, «Традиционная культура марийского народа», «Народная культура Белгородчины» и др.

- в-третьих, через систему форм дополнительного образования и социально-культурной и культурно-досуговой деятельности (фольклорных ансамблей, этнографических театров, студий народного декоративно-прикладного творчества, народных хоров и оркестров, и др.);

- в-четвертых, в условиях семьи, на основе сочетания этнопедагогики с современными педагогическими технологиями семейного воспитания;

- в-пятых, средствами массовой информации.

Освоение содержания этнокультурного образования осуществляется на основе следующих принципов:

· воспитательная и развивающая направленность этнокультурного образования;

· приоритет российских этнокультурных традиций по отношению к зарубежным в содержании этнокультурного образования;

· вариативность содержания этнокультурного образования, гибкое сочетание в нем сочетание монокультурного и поликультурного компонентов;

· непрерывность и преемственность различных уровней этнокультурного образования;

· взаимосвязь осуществляющих этнокультурное образование учебных заведений с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: