Ответы и комментарии

B8 голубой, золотой, белый
B9 сравнение
B10 метафора
B11 олицетворение
B12 восклицание; риторическое восклицание

Задания В8–В12 направлены на выявление особенностей стихотворения Есенина, важных для характеристики его поэтического мира вообще. Здесь и особая цветовая гамма, и обилие сравнений, метафор, олицетворений, и эмоциональный синтаксис.

Задания С1 и С2 позволят проанализировать стихо­творение глубже. О любви Есенина к образам деревьев сказано много (в частности, см. статьи М.Эпштейна в рубрике «ЛитМотив» в № 22 и 23 «Литературы» за этот год). Мир деревьев и мир человека близки, проникают друг в друга (березняк способен грустить, как мать лирического героя). Излюбленный приём Есенина — использование природных деталей при описании внешности человека: седина в бороде сравнивается с яблонным цветом. Клён в мире Есенина становится alter ego автора.

Прощание с родным домом — один из распространённых мотивов литературы и искусства вообще. Школьники могут вспомнить Татьяну Ларину, отъезжающую в Москву, Штольца, отправляющегося в Петербург, Ростовых, покидающих родное гнездо перед нашествием французов, героев «Вишнёвого сада». Среди лирических произведений, кроме стихотворений самого Есенина, в которых этот мотив встречается часто, ученики могут обратиться, например, к «Родине» Некрасова или «Лотовой жене» Ахматовой.

Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зелёном шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.

— Павел Иванович! — вскричал он наконец, когда Чичиков вылезал из брички. — Насилу вы таки нас вспомнили!

Оба приятеля очень крепко поцеловались, и _______ увёл своего гостя в комнату. Хотя время, в продолжение которого они будут проходить сени, переднюю и столовую, несколько коротковато, но попробуем, не успеем ли как-нибудь им воспользоваться и сказать кое-что о хозяине дома. Но тут автор должен признаться, что подобное предприятие очень трудно. Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, чёрные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо чёрный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, — эти господа страшно трудны для портретов. Тут придётся сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придётся углублять уже изощрённый в науке выпытывания взгляд.

Один Бог разве мог сказать, какой был характер ________. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и ________. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “Какой приятный и добрый человек!” В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Чёрт знает что такое!” — и отойдёшь подальше; если ж не отойдёшь, почувствуешь скуку смертельную.

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»

В1. Как сам Н.В. Гоголь определил жанр «Мёртвых душ»?

В2. Укажите фамилию героя, которую нужно вставить вместо пропусков.

В3. В первом томе «Мёртвых душ» Чичиков посетил пятерых помещиков. Обозначьте цифрой, каким по порядку следования был помещик из приведённого отрывка.

В4. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды)?

В5. На каком приёме основано соположение контрастных образов, с которым мы встречаемся, например, в следующем фрагменте: “Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, чёрные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо чёрный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, — эти господа страшно трудны для портретов”?

В6. Прочитайте ещё раз фрагмент, процитированный в предыдущем задании. С принципами какого литературно-художественного направления соотносятся принципы изображения “характеров большого размера”?

В7. Какой фольклорный жанр используется в приведённом фрагменте для характеристики героя?

С1. Почему можно считать, что Чичиков, как и автор, имеет “изощрённый в науке выпытывания взгляд” и умеет “напрягать внимание”, чтобы “заставить перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты” человека?

С2. Каких героев русской литературы можно было бы сопоставить с Чичиковым? Ответ обоснуйте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: