В отечестенной психологии источником активности личности является потребности и мотивы человека. Но кроме потребностей и мотивов есть мировоззрение, убеждения, идеалы. Еще в структуру личности входят эмоциональная, волевая сфера человека.
«Я- концепция» – самоконтроль, самооценка, самосознание входит в структуру личности.
В структуру личности входит:
- доминирующие мотивы (на всей жизни или в какой-то период),
- ситуативные мотивы (кратковременные),
- врожденные потребности (органические, биологические; до 3-х лет доминирующие) (10).
С 3-х лет у человека формируется сознание. Ребенок становится на 1-й уровень сознания. Он называет себя от 1-го лица, должен понимать «да» или «нет», «можно», «нельзя». Мотивация осознанная, 1-й иерархический уровень, управление своими потребностями. Для формирования свойства личности необходимо, чтобы человек совершил поступок, а затем его закрепил. Если мать хочет, чтобы у ребенка вырабатывалось какое-либо качество личности, нужно создать такие условия, чтобы ребенок проявил эти качества (10).
Основные подструктуры личности и их иерархия (по К. К. Платонову, 1984)
Подструктуры | Подструктуры подструктур | Соотношение социального и биологического | Специфические виды формирования | Необходимые уровни психологического анализа |
Направленность личности | Убеждения, мировоззрение, идеалы; стремления, интересы, желания | Определяющую роль играет социальное, биологического почти нет | Воспитание | Социально- психологический |
Опыт | Привычки, умения, навыки, знания | Значительно больше социального | Обучение | Психолого- педагогический |
Особенности психических процессов | Внимание, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции, память | Чаще больше социального | Упражнение | Индивидуально- психологический |
Биопсихические свойства | Темперамент, половые, возрастные, фармакологически обусловленные свойства | Социального почти нет | Тренировка | Психофизиологический Нейропсихологический |
(21)