для пациента наибольшей личной значимостью и могут быть непосредственно привязаны к «Я-концепции».
Как только мосты определятся, попросите пациента поработать над изменением своих убеждений от старых к новым. Практика должна продолжаться до того момента, пока старая установка не будет смещена новой.
Техника 2. «Иерархия ценностей как связующее звено» Упражнение 1
Исследуйте личную иерархию ценностей пациента. Это можно сделать при помощи стандартных тестов на ценностные ориентации, но лучше всего при помощи вопросов, в которых необходимо выбрать ту или иную ценность. К примеру, благодаря следующей серии вопросов и ответов становится ясно, что пациент ценит свободу больше, чем богатство, а богатство — больше, чем личные взаимоотношения.
Что вы предпочтете:
• Богатство или популярность?
• Безопасность или независимость?
• Богатство или независимость?
• Много друзей или богатство?
• Здоровье или много друзей?
• Друзей или свою независимость?
• Хорошую зарплату или должность начальника?
|
|
Составьте список старых, деструктивных убеждений и попросите пациента связать каждое утверждение с той или иной ценностью из их персональной иерархии.
Составьте список новых, предпочтительных убеждений и попросите пациента связать каждое с конкретной ценностью из их персональной иерархии. Эти новые убеждения (в противоположность обозначенным старым) можно четко сопоставить с более высокими ценностями. Пациент после этого должен практиковаться в восприятии более высоких ценностей всякий раз, когда он думает о новом убеждении.
В качестве повторения пациент тренируется в представлении высших ценностей в различных ситуациях. Это можно сделать с использованием воображения в терапевтическом кабинете или подождав, пока стимулы внешней среды не вызовут нужную мысль.
Терапевту важно помнить, что он строит мосты, опираясь
Глава 3
на систему ценностей пациента, а не свою. Не важно, что думает терапевт о ценностях пациента, имеет значение лишь то, что о них думает сам пациент.
Техника 3. «Мосты — словесные ярлыки» Упражнение 1. «Словесные ярлыки»
Составьте список значимых событий или ситуаций, с которыми у пациента ассоциируются негативные слова. К примеру, какие важные ситуации и события визуализирует пациент, произнося слова «неполноценный», «больной» или «слабый»?
Опишите эти события в объективных, безоценочных терминах. Что бы записалось на видеокамеру в этой ситуации? Что могло бы случайно услышать объективное третье лицо?
Перечислите основные негативные ярлыки, которые использует пациент при описании таких ситуаций.
|
|
Помогите пациенту перечислить нейтральные или позитивные обозначения, которые можно использовать при интерпретации этих событий. Объясните, как эти новые обозначения можно связать с более позитивными эмоциями.
Попросите пациента каждый день практиковаться в использовании новых обозначений, записывая ситуацию, подыскивая для нее негативный ярлык и связывая ее с более позитивно окрашенным словом.
Человека,который... | Можно было бы назвать... | А можно... |
Часто меняет свое мнение Выражает свою точку зрения Эмоционально чувствителен Избирателен в выборе партнера Иногда впадает в депрессию Плохо играет Не подчиняется общим порядкам | 1------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------■ Слабым, беспринципным Эгоистичным Истеричным Боящимся связывать себя обязательствами Невротичным Мазилой, неудачником Небрежным, упрямым | Гибким Искренним, ассертивным Живо реагирующим Разборчивым Просто человеком Нетренированным Спонтанным, беспечным |
Психотерапия при психосоматических заболеваниях
Человека, который... | Можно было бы назвать... | - А можно... |
| Угождает другим | Верит тому, что говорят другие Сильно кого-то любит ] Беспокоится | Подлизой Легковерным Зависимым Слабым, трусливым | Дружелюбным Доверчивым Любящим Осторожным |