РЕЦЕНЗЕНТ: Т.Е.Прихода,
доцент кафедры профессионального образования Челябинского ИРПО
© Андрусенко Г.П., 2004
© Челябинский институт развития
профессионального образования, 2004 © РИО «Akme-лроф», 2004
Введение
Необходимость обеспечения качественной реализации государственного образовательного стандарта начального профессионального образования активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элементов.
Выстраиваются иные, чем прежде приоритеты целей образовательного процесса. Усиливается его ориентация на конечные результаты, в частности, на формирование личности специалиста, его нравственного и творческого потенциала. Интенсивно обновляются содержание начального профессионального образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса. Значительно возрос интерес педагогической общественности к проблеме учебно-методического обеспечения предметов, профессий. И это закономерно. Ведь педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество и результативность образовательного процесса повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно.
|
|
Дидактический эффект в этом случае достигается за счет того, что при комплексном учебно-методическом обеспечении в большей мере создаются необходимые условия для функционирования образовательного процесса в соответствии с принципами и закономерностями обучения, для более качественного усвоения содержания образования, реализаций целей обучения, воспитания и развития учащихся, активизации их учебно-познавательной деятельности и управления ею.
Общепедагогическая проблема создания учебно-методического обеспечения профессий имеет относительно длинную историю. Накоплен немалый опыт ее теоретического и практического решения. В системе начального профессионального образования уже сложились определенные подходы к решению данной проблемы.
В настоящее время педагогические коллективы учреждений начального профессионального образования ведут работу по организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с государственными образовательными стандартами по конкретным профессиям начального профессионального образования.
Вместе с тем еще не все вопросы разрешены педагогической наукой и практикой с необходимой полнотой. Массовая педагогическая практика показывает, что создание оптимального комплекса учебно-методического обеспечения образовательного процесса - весьма сложная и трудоемкая задача. Для успешного ее решения педагогам недостаточно только компетентности в области преподаваемых учебных предметов и мастерства в вопросах методики формирования знаний, умений, навыков. Наряду с этим им необходимо знакомство с исходными понятиями о самом учебно-методическом обеспечении как таковом: его составом (структурным строением), содержанием (документами, техническими объектами и др.), требованиями к его разработке.
|
|
Знание педагогами этих вопросов - важное условие и организующее начало создания оптимального учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным предметам и профессиям начального профессионального образования. Между тем эти вопросы до настоящего времени не в полной мере разработаны в теоретическом плане. В педагогической и методической литературе еще нет единого понимания состава и содержания учебно-методического обеспечения, что нередко приводит к субъективному решению данных вопросов на практике.
Все это затрудняет создание оптимального учебно-методического обеспечения, позволяющего радикально повысить качество и результативность образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
Для создания совершенного комплекса учебно-методического обеспечения важное значение имеет его компонентный состав.
Объективно установленный состав учебно-методического обеспечения позволяет понять структурное строение такого обеспечения, более полно выявить и систематизировать его содержание и сформулировать требования к его созданию. К сожалению, состояние разработки вопроса о составе учебно-методического обеспечения еще не соответствует его значению. Об этом свидетельствует уже то обстоятельство, что в теории и в педагогической практике до настоящего времени пока еще нет единого мнения о том, из скольких и каких конкретно компонентов состоит обеспечение как целое.
Не сложилось еще пока и желаемой определенности в том, что следует понимать под составом учебно-методического обеспечения. Все это вызывает необходимость всестороннего рассмотрения и объективного установления всех компонентов учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
При этом прежде определимся, что под составом учебно-методического обеспечения мы понимаем все те его структурные компоненты, из которых оно слагается как целое, необходимое и достаточное для проектирования и качественной реализации процесса обучения.
Чтобы глубже понять проблему и объективно выявить весь состав учебно-методического обеспечения образовательного процесса, важно определить подход к решению данного вопроса. С этой целью надо рассмотреть образовательный процесс как объект учебно-методического обеспечения и определиться в том, что следует взять в качестве исходной основы для установления компонентного состава такого обеспечения.
В самом деле, поскольку речь идет об обеспечении образовательного процесса, важно понять, что представляет он собой как объект учебно-методического обеспечения. Для этого необходимо опереться на сложившееся в современной отечественной дидактике понимание образовательного процесса.
Стремясь глубже вникнуть в структуру образовательного процесса и охарактеризовать его как систему, ученые-педагоги обычно рассматривают его статическую модель, включающую следующие компоненты: цель, содержание образования, методы, средства и организационные формы обучения. Но реальный образовательный процесс не статичное состояние, а проходящее в динамике. В современной дидактике этот процесс проходит как взаимодействие деятельности и педагогов, и обучаемых, направленный на достижение учебных целей, задач обучения, воспитания и развития, на формирование знаний, умений, навыков.
|
|
По мнению академика РАО Ю.К. Бабанского, именно в деятельности педагогов и обучаемых, во взаимодействии их, протекающем во времени, и реализуется задача усвоения учащимися широкого социального опыта человечества.
Деятельности педагога и обучаемых являются главными составляющими реального образовательного процесса, они и выступают в нем в качестве объектов учебно-методического обеспечения. При таком понимании образовательного процесса необходимо обеспечивать дидактическую деятельность педагога и учебно-познавательную деятельность учащихся.
Учебно-методическое обеспечение востребовано деятельностью педагога и используется им для решения профессиональных задач при проектировании процесса обучения и его реализации. Поэтому для установления и обоснования всего состава учебно-методического обеспечения следует исходить из самой деятельности педагога, ее видов и средств обучения представленных в табл. 1. Иными словами, для решения вопроса о составе учебно-методического обеспечения необходимо использовать деятельностный подход, позволяющий с позиций деятельности педагога объективно выявить и установить все составные компоненты учебно-методического обеспечения. Такой подход предлагает проведение структурно-функционального анализа деятельности педагога, с тем чтобы выявить всю совокупность решаемых им профессионально-типовых задач при проектировании и реализации образовательного процесса и, исходя из них, установить весь компонентный состав учебно-методического обеспечения, предназначенного для решения таких задач. В соответствии с изложенными выше положениями проведем анализ деятельности педагога в пределах учебного занятия (урока), в котором в миниатюре отражается весь образовательный процесс как таковой и реализуется деятельность педагога в ее полном завершенном дидактическом цикле. Для этого обратимся к используемому отечественной психологией подходу к анализу трудовой деятельности и пониманию ее структурного строения.
|
|
Анализируя структуру трудовой деятельности педагога, ученые-психологи выделяют в ней ряд общих для любой профессиональной деятельности элементов.
К таким элементам деятельности доктор психологических наук В.В. Чебышева относит: «Планирование, подготовительные работы, необходимые для осуществления плана, процесс исполнения намеченного плана, включая контроль и регулирование исполнения, заключительный этап, содержащий оценку результатов труда».
Профессиональная деятельность педагога, являясь одним из конкретных видов трудовой деятельности, связана с подготовкой к учебным занятиям и их проведением и характеризуется свойственным ей специфическим типом структуры. В ней имеются всегда три сменяющие друг друга этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Функциональное назначение подготовительного этапа деятельности педагога состоит в проектировании им содержания и целей процесса, его результатов и технологии их достижения на предстоящем учебном занятии. На подготовительном этапе деятельности педагог последовательно решает следующие профессионально-типовые задачи:
- определяет содержание образования для данного учебного занятия;
- осмысляет и конкретизирует цели обучения, воспитания и развития, которые необходимо достичь на этом учебном занятии;
- структурирует содержание образования, выделяет в нем основные учебные элементы, подлежащие усвоению;
- устанавливает уровни усвоения каждого учебного элемента;
- составляет план проведения учебного занятия;
- подготавливает необходимое материально-техническое оснащение образовательного процесса.
Для решения этих задач педагогу необходима нормативная и учебно-методическая документация (Государственный стандарт по профессии, учебная программа, тематический план). Такая документация будет востребована деятельностью педагога при проектировании им учебного занятия и является составным компонентом учебно-методического обеспечения.
Второй этап деятельности следует рассматривать как основной. Его функциональное назначение состоит в реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учащихся, формирования у них знаний, умений, навыков. На этом этапе деятельности задачи педагога заключаются в том, чтобы сообщить учащимся учебную информацию, организовать их учебно-познавательную деятельность и обеспечить усвоение ими всех основных учебных элементов на необходимых уровнях, установленных при проектировании результатов процесса обучения.
Для решения этих задач необходимы средства обучения, представляющие, по определению доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Семушиной, «совокупность предметов, которые заключают в себе учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у учащихся знаний, умений и навыков, управления их познавательной и практической деятельностью, всестороннего развития и воспитания». При этом подразумевается не замена функций педагога определенным набором средств обучения, а их корректное дополнение для расширения возможностей педагога по реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учащихся.
Под средствами обучения понимаются не только материальные объекты, предметы, но и слово педагога. «Именно оно, - отмечает доктор педагогических наук, профессор Л.Я.Зорина, - пронизывает весь дидактический цикл процесса обучения, выступает главным источником информации» при проведении учебных занятий и «увязывает воедино все остальные средства обучения».
На первом этапе деятельности при проектировании образовательного процесса педагог, устанавливая уровни усвоения основных учебных элементов, тем самым устанавливает требования к результатам обучения, которые одновременно выступают и в качестве критериев контроля этих результатов.
На втором этапе деятельности в ходе реализации процесса обучения педагог, руководствуясь этими критериями, контролирует и оценивает результаты текущего усвоения учащимися содержания обучения и на основе конкретной информации об этом вносит (при необходимости) коррективы в свою деятельность и учащихся.
Для обеспечения педагога и учащихся своевременной и объективной контрольной информацией о результатах обучения, качестве овладения знаниями, умениями и навыками необходимы разнообразные средства контроля (технические средства, тесты и др.).
Средства контроля так же, как и средства обучения, учебно-программная и учебно-методическая документация, востребованы деятельностью педагога, используются им для решения своих профессиональных задач и являются составным компонентом учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Третий этап дидактической деятельности педагога завершает ее цикл в пределах учебного занятия. Функциональное назначение этого этапа деятельности состоит в получении педагогом совокупной итоговой информации о результатах обучения, сравнении полученных результатов с намечавшимися и выводов из этого сравнения на дальнейший период.
На этом этапе деятельности педагог выявляет и сопоставляет фактические уровни усвоения учащимися каждого учебного элемента.
Таблица 1
Соотнесение основных видов деятельности педагога и средств обучения
Средства обучения | Основные виды деятельности | ||
Изложение учебного материала | Организация самостоятельной деятельности учащихся | Контроль | |
Учебники | + | + | |
Задачники | + | + | |
Справочники | + | + | + |
Обучающие программы программы | + | + | + |
Инструкции | + | + | |
Инструкционно- технологические карты | + | + | |
Учебные плакаты | + | + | + |
Карточки | + | + | |
Контролирующие программы (тесты) | + | + | |
Диапозитивы | + | + | |
Диафильмы | + | + | |
Транспаранты | + | ||
Учебные кинофильмы | + | ||
Видеозаписи | + | + | |
Телепередачи | + | + | + |
Грамзаписи | + | + | + |
Магнитные записи | + | + | + |
Радиопередачи | + | + | + |
Натуральные объекты | + | + | + |
Модели | + | + | + |
Макеты (муляжи) | + | + | + |
Тренажеры | + | + |