Крах «великой стройки»

К весне 1953 г. было построено около 700 километров магистрали — на западном и восточном участках. На 400-километровом отрезке от Салехарда до реки Хетты уже ходили пассажирские поезда. Рабочее движение было открыто и на востоке, от посёлка Ермаково до реки Большой Блудной. Оставалось преодолеть ещё центральный участок между Пуром и Тазом, на что отводилось около двух лет, и приполярная дорога была бы завершена.

Но... наступил март 53-го года. Со смертью вождя его любимое детище оказалось никому не нужным. Завод и порт в Игарке оставались большей частью на бумаге, и «вдруг» наверху стало понятно, что возить по магистрали нечего и незачем. По правде говоря, и сам Сталин в последние годы жизни охладел к железнодорожным проектам: значительная часть сил и средств была перемещена в атомную индустрию.

В 1953 г. стройка была приостановлена, а в 1954 г. официально ликвидирована. Большая часть техники и материалов была брошена в заполярной глухомани. Лаггородки опустели. По свидетельствам очевидцев, эмгэбэшники, считая политическую оттепель недоразумением, тщательно консервировали лагеря и запечатывали ворота зон особыми пломбами: авось ещё пригодится...

Следы грандиозного строительства сохранились до сей поры. Капризная вечная мерзлота изуродовала самым фантастическим образом деревянные мосты: одни из них вздыбились над насыпью, другие причудливо изогнулись. Заброшенные лагеря и посёлки вольнонаёмных утонули в наступающей со всех сторон тайге. Прямо посреди насыпи вытянулись деревья. Бывшее паровозное депо на окраине Салехарда перепрофилировано под автобазу.

По некоторым подсчётам, на строительство «мёртвой дороги» было потрачено не менее четырёх миллиардов рублей в тогдашних ценах. Количество людей, нашедших гибель в болотах за Полярным кругом, с трудом поддаётся оценке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: