Например, если мы рассмотрим тот же автомобильный двигатель, то его главная функция как целостной системы обеспечивать движение коленчатого вала и приводить в движение сам автомобиль. А отделенный от двигателя коленчатый вал такой функцией обладать не может.
Таким образом, существенные свойства системы обусловлены взаимодействием ее частей, объединенных в систему, а не функционированием частей самих по себе. Поэтому если двигатель разобрать на части, то он утратит свои существенные свойства.
Следовательно, отсюда можно сделать один из важнейших выводов: система есть целое, сущность которого можно понять и объяснить только во взаимосвязи всех ее элементов.
Существуют различные типы систем. Взаимодействуя между собой, эти системы часто образуют модели систем, в которых сочетаются системы различных типов и известным способом соотносятся между собой. Например, автомобиль – это механическая система, а человек, управляющий автомобилем – организматическая (биологическая) система. Соединение, таким образом, двух систем образует качественно новую модель системы, наделенную особыми функциями и целями.
Один из апологетов современного менеджмента Рассел Л. Акофф, выделяет четыре основных типа систем:
1. Детерминированные системы.
1. Анимационные системы.
2. Социальные системы.
3. Экологические системы.