Характеристики задач

Чтобы ответить на вопрос о том, какой способ ре­шения задачи — групповой или индивидуальный — окажется более продуктивным, необходимо оце­нить два ключевых аспекта этой задачи как таковой. Речь идет о структуре задачи и о том, какого рода результат вы хотите получить. Структурный аспект задачи отражает такую ее характеристику, как де­лимость. Можно ли разбить задачу на составные элементы или ее специфика требует рассматривать ее как целое? Если задача неделима, то она получа­ет название унитарной, в то время как остальные задачи называются делимыми. Если мы сможем разбить задачу на составляющие, возможно, нам удастся работать над ними параллельно, тем самым сэкономив время. Человеку, работающему над ре­шением задачи индивидуально, придется выпол­нять эти элементы последовательно, один за другим, в результате выполнение задания затянется.

Например, если мне надо покрасить квартиру, можно нанять одного маляра, который будет пере­ходить из комнаты в комнату, а можно пригласить целую бригаду, все члены которой будут одновре­менно работать в разных уголках дома. Если пред­положить, что все они мастера своего дела, то более эффективным Способом обновления моей домаш­ней обстановки будет групповой подход. Написать портрет, напротив, — задача унитарная. Хотя теоре­тически я могла бы поручить разным художникам изобразить отдельные черты моего лица, в таком случае неизбежно возникнут две проблемы. Во-пер­вых, об экономии времени не может быть и речи, поскольку перед мольбертом места для всех не хва­тит. Во-вторых, крайне маловероятно, что мне уда­стся найти художников, чьи стили будут совпадать целиком и полностью, поэтому портрет вряд ли оп­равдает мои надежды, хотя и получится наверняка очень забавным.

Вторым аспектом, который необходимо рассмот­реть, прежде чем определять типы решаемых задач, является характеристика того результата, который мы хотим получить. К чему мы стремимся — к ко­личеству или к качеству? Если термин «количе­ство» вас несколько коробит (что неудивительно, если вы добросовестные студенты), позвольте при­вести пример. Предположим, я баллотируюсь на пост мэра города. Перед началом выборов я изо всех сил стараюсь разбросать по почтовым ящикам горог жан как можно больше листовок, восхваляющих мои достоинства и добродетели. Чтобы рассовы­вать бумажки по почтовым ящикам, не нужно ни навыков, ни искусства. Просто чем больше листо­вок, тем лучше. Такую задачу называют задачей максимизации. «Успешность выполнения задач мак­симизации зависит от того, насколько быстро вы­полняется то или иное действие или какой объем


работы удается проделать» (Baron, Kerr, & Miller, 1992).

Если решающую роль играет фактор качества, то такую задачу называют задачей оптимизации. Если мы как группа готовим заявку на получение феде­рального гранта на исследование частоты встречае­мости грибка, вызывающего дерматофитоз, в душе­вых школьных спортзалов, и, насколько нам извест­но, финансирование получит только один проект, то мы кровно заинтересованы в том, чтобы добиться наилучшего результата. «Успешное выполнение за­дачи оптимизации зависит от выработки верного или оптимального решения...» (Baron et al., 1992).

Вспомните о тех многочисленных задачах, ко­торые вам приходится решать в жизни. Назо­вите три задачи максимизации и три задачи оптимизации. Сравните свой список с тем, что получи­лось у других членов вашей группы или у ваших соучени­ков. За какие задачи вы возьметесь в одиночку? А какие предпочли бы выполнять вместе с другими? Почему?

Как вы поняли из этих примеров, — а я уверена, что вы поняли, для решения унитарных задач дос­таточно одного человека. Делимые задачи решают­ся группой. Задачи максимизации, наподобие пере­тягивания каната, сами по себе влияют на группу благотворно. А вот что касается задач оптимиза­ции тут все гораздо сложнее. Качества участни­ков группы, временные ограничения, ресурсы, груп­повая динамика или процессы, протекающие в груп­пе, — все это может повлиять на решение. Все эти ограничения играют свою роль практически всякий раз, когда необходимо сделать выбор, и неважно, кто будет принимать решение — группа или один человек, потому что...

...В отличие от потребностей и ресурсов, про­цесс нельзя измерить или оценить до начала рабо­ты. Процесс состоит из реальных шагов, предпри­нимаемых одним человеком или группой, перед ко­торыми поставлена определенная задача. Он включает в себя все внутриличностные и межлич­ностные действия, посредством которых люди трансформируют имеющиеся у них ресурсы в конеч­ный продукт, а также непродуктивные действия, на которые их толкают фрустрация, борьба мотивов или недопонимание.

(Steiner, 1972, р. 274)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: